Выбор цифрового фотоаппарата

Вы решились на покупку цифрового фотоаппарата? Позвольте вас поздравить. Это один из лучших способов пробить зияющую брешь в семейном бюджете. Отговаривать вас, скорее всего, бесполезно, поэтому я просто расскажу вам о том, как выбрать цифровой фотоаппарат, чтобы этот выбор нанёс вам минимальный финансовый и психологический урон.

К сожалению, невозможно дать однозначные, универсальные рекомендации по выбору фотоаппарата для абстрактного начинающего фотографа, поскольку потребности у всех фотографов разные. Различные фотографические задачи требуют различной аппаратуры. Камера, всецело устраивающая меня, может оказаться совершенно неподходящей для вас. Несмотря на это, я всё же попытаюсь осветить здесь конкретные модели цифровых фотоаппаратов, отвечающие, на мой взгляд, требованиям наиболее широкого круга фотографов.

На что стоит обратить внимание

Маркетологи не устают промывать мозги наивных фотолюбителей теми параметрами фотоаппаратов, которые легко поддаются численному измерению (разрешение, ISO, кратность зума и т.д.), хотя они-то как раз очень немногое говорят о пригодности камеры к реальной съёмке вне стен фотомагазина.

Разрешение фотоаппарата (точнее, его матрицы) измеряется в мегапикселях (Мп), т.е. в количестве точек, из которых состоит матрица фотоаппарата, а значит и получаемые с его помощью изображения. На сегодняшний день разрешение цифровых камер превышает возможности их объективов, и, что куда печальнее, значительно превосходит возможности большинства фотографов, снимающих этими камерами. Десяти мегапикселей хватит любому, а сегодня сложно найти фотоаппарат, имеющий меньшее разрешение. Вместо разрешения обращайте лучше внимание на физический размер матрицы – чем больше размер (т.е., чем меньше кроп-фактор матрицы), тем лучше. При прочих равных условиях сенсор большего размера более чувствительна к свету, обладает бо́льшим динамическим диапазоном и меньше шумит.

ISO – это стандарт чувствительности фотоматериала (в нашем случае – цифровой матрицы) к свету. Максимальное значение ISO косвенно характеризует способность камеры снимать в условиях недостатка света, но не следует забывать, что повышение чувствительности неизбежно ведёт к шумам. Что толку от заявленного производителем максимального значения ISO 102400, если им невозможно пользоваться на практике, поскольку изображение будет представлять собой сплошное красно-синее месиво? Компактные камеры с маленькими сенсорами всегда ведут себя ужасно на высоких ISO. Зеркальные камеры смотрятся намного лучше, но тоже требуют здравомыслия.

Под кратностью зума подразумевается всего лишь отношение между максимальным и минимальным фокусным расстоянием зум-объектива. Например, объектив с фокусным расстоянием 18-55 мм представляет собой в сущности 3-х кратный зум (55 ÷ 18 ≈ 3), хотя само понятие кратности зума чаще употребляется по отношению к несменным объективам компактных камер. Взятое безотносительно фокусного расстояния число кратности зума не имеет никакого смысла и уж никак не должно служить критерием при выборе фотоаппарата или объектива, и вот почему: во-первых, оно ничего не говорит о конкретных фокусных расстояниях. К примеру, одинаково 5-и кратными зумами могут оказаться два совершенно различных объектива: 24-120 мм и 80-400 мм. Во-вторых, за универсальность приходится платить качеством – 30-и кратные ультразумы физически не могут обеспечить достойную резкость, да и светосила у них невелика; а потому не гоняйтесь за зум-объективами с запредельной кратностью. Удобный набор фокусных расстояний намного важнее кратности зума. Для сравнения объективов уместно использовать понятие эквивалентного фокусного расстояния, т.к. оно позволяет учитывать разницу в размерах сенсоров различных камер.

Цифровой зум не только бесполезен, но даже в какой-то мере вреден. Не имея никакого отношения к оптике, цифровой зум попросту растягивает часть изображения программными средствами камеры, что создаёт иллюзию приближения, но ведёт к заметной потере качества. Точно также вы можете увеличить изображение в Фотошопе.

Самый важный и наиболее упорно игнорируемый продавцами параметр при выборе фотоаппарата – это эргономичность – то, насколько удобно камера ложится в руку, насколько быстро она позволяет отреагировать на изменившиеся условия съёмки, насколько продумано управление важнейшими настройками и не занимает ли путешествия по меню слишком много времени. Удобство – вопрос индивидуальный. Окончательно убедиться в том, что конкретная камера подходит именно вам, вы сможете только взяв её в руки.

Некоторые параметры нужно просто уметь интерпретировать. Например, большой вес не является достоинством сам по себе, но может косвенно указывать на механическую прочность и надёжность фотоаппарата, а высокая скорость серийной съёмки почти всегда сигнализирует о том, что камера пригодна для репортажной работы.

И ещё один важный совет: никогда не слушайте консультантов в магазинах фотооборудования. Их цель – продать вам камеру, и желательно подороже, а отнюдь не улучшить ваши фотографии. Только практикующий фотограф может знать, какая камера действительно хороша, а какая – нет.

Более детальную информацию о том, какими критериями следует руководствоваться при выборе цифрового фотоаппарата и оптики к нему, вы можете почерпнуть из следующих статей: «Что такое профессиональный фотоаппарат», «Параметры фотоаппарата» и «Критерии выбора объективов». О том, чем ещё помимо фотоаппарата придётся обзавестись фотолюбителю, рассказывается в статье «Стартовый комплект фототехники».

Зеркальные камеры

Цифровой зеркальный фотоаппарат (DSLR) всё ещё является оптимальным выбором, как для профессионала, так и для серьёзно настроенного любителя. Несмотря на некоторую громоздкость, зеркальные фотокамеры идеальны для съёмки движения – спорта, дикой природы, детей, – а также для ситуаций, когда вы сталкиваетесь с недостатком света, и высокая светочувствительность большой матрицы оказывается как нельзя кстати. Зеркальные фотоаппараты наиболее быстры в обращении и универсальны.

И Nikon, и Canon выпускают прекрасные камеры. Мне больше по душе фотоаппараты Никон, и в никоновской системе я разбираюсь лучше, но это совершенно не означает, что Кэнон в чём-то объективно уступает Никону. В целом, Кэнон даже более популярен.

Следует различать полнокадровые камеры и кроп. В полнокадровых системах (Nikon FX и Canon Full-frame) размер сенсора соответствует размеру кадра 35-мм плёнки. Более же распространённые «кропнутые» системы (Nikon DX и Canon APS-C) имеют сенсор несколько уменьшенного размера, что позволяет снизить стоимость и уменьшить габариты фотоаппарата.

Фотоаппарат может продаваться без объектива (body – «тушка»), а может – и в комплекте с объективом (kit).

Nikon DX

Фотоаппараты системы Nikon DX имеют сенсор с кроп-фактором 1,5. Площадь такого сенсора вдвое меньше, нежели в дорогих полнокадровых моделях, но во много раз больше, чем в большинстве компактов.

Актуальными на сегодняшний день являются четыре фотокамеры формата DX: D3400, D5600, D7500 и D500.

Nikon D3400 – базовая модель, обладающая лишь необходимым минимумом функций. Nikon D5600 имеет несколько расширенный функционал, снабжен поворотным экраном, а также встроенным Wi-Fi модулем. D3400 и D5600 – любительские аппараты, но это касается только материалов корпуса и особенностей управления. По качеству изображения эти лёгкие пластиковые камеры ничуть не уступают более продвинутым моделям.

Nikon D7500 – намного более серьёзный аппарат, рассчитанный на опытного фотографа. Начинающему фотолюбителю эта камера может показаться излишне сложной, но в умелых руках она позволяет работать значительно быстрее, нежели это возможно с любительскими D3400 или D5600. Особенно приятно наличие режимов U1 и U2, позволяющих полностью сохранить два независимых набора пользовательских настроек, а затем в мгновение ока вызывать их в соответствии с меняющимися условиями съёмки.

Характерной особенностью как любительских, так и продвинутых цифровых зеркалок является неоправданно завышенная цена в момент начала выпуска, которая с течением времени плавно понижается, достигая приемлемого значения через один-два года, аккурат к запуску в производство следующей модели. В связи с этим наиболее рациональным шагом почти всегда является покупка фотокамеры предыдущего поколения. В настоящий момент это означает, что, если ваш бюджет ограничен, то вместо D3400 я советую покупать D3300, вместо D5600 – D5500, а вместо D7500 – D7200. Фактическая функциональная разница между соседними поколениями камер весьма незначительна, а экономия может составить 20-30 %.

Nikon D500 – топовая DX модель, которая превосходит иные полнокадровые аппараты как по функционалу, так и по стоимости. Если вам нужна профессиональная репортажная камера, но выложить 6-7 тысяч за полнокадрового монстра рука не поднимается, то D500 – достаточно очевидный выбор.

Для большей наглядности все упомянутые мной аппараты можно свести в следующую таблицу:

Модель Разрешение, Мп Скорострельность,
кадров/с
Вес, г Цена, $
Любительские
D3300 24 5 480 430 (kit 18-55)
D3400 24 5 445 460 (kit 18-55)
D5500 24 5 470 550 (kit 18-55)
D5600 24 5 465 700 (kit 18-55)
Среднего уровня
D7200 24 6 765 780 (body)
D7500 20 8 730 1200 (body)
Профессиональные
D500 20 10 860 1750 (body)

Что может быть проще? Выбирайте модель, которая отвечает вашим потребностям, не выходя при этом за рамки вашего бюджета. Если вам интересно моё мнение, то лучшим соотношением цена/производительность на сегодняшний обладает Nikon D7200.

См. также «Выбор объективов для Nikon DX».

Nikon FX

В настоящее время Nikon выпускает пять полнокадровых моделей: D610, D750, Df, D810 и D5. Продажи фотоаппаратов по всему миру сейчас падают, и если вы таки решитесь на покупку цифровой фотокамеры, Nikon предпочтёт, чтобы камера эта оказалась непременно полнокадровой – просто потому что она дороже.

Конечно, нам всем очень грустно от того, что бедные японские капиталисты терпят убытки, но так ли вам в действительности нужен полный кадр? Разница в качестве изображения между DX и FX аппаратами сегодня минимальна, и проявляется в основном чуть меньшим уровнем шумов FX при высоких значениях ISO.

Nikon D610 – простейшая FX камера, которая стоит дешевле иных кропнутых моделей.

Существует два объективных преимущества полного кадра: большой видоискатель, от которого меньше устаёт глаз, и значительно более богатый выбор объективов (в первую очередь – широкоугольных). Во всём остальном тот же D610 представляя собой, по сути, Nikon D7100, но несколько потяжелевший и снабжённый полнокадровым сенсором.

Nikon D750 – это слегка усовершенствованный D610 с откидным экраном и Wi-Fi модулем.

Nikon D850 - камера более громоздкая и дорогая, чем D610 или D750, но обладающая преимуществом по части разрешения и прочности корпуса. Далеко не всем нужны 45 мегапикселей, но те, кому они нужны, будут счастливы. Для неспешной студийной и пейзажной съёмки лучшую фотокамеру найти сложно.

Nikon D5 – профессиональный репортажный фотоаппарат, большой, прочный, тяжёлый и дорогой. Он отличается высокой скорострельностью и прекрасно приспособлен для работы в условиях слабой освещённости. Именно такой техникой пользуются при съёмке большого спорта. Если бы вам действительно нужен был D5, – вы вряд ли бы стали читать эту статью.

Особняком стоит Nikon Df – псевдовинтажная модель для фотографов, ностальгирующих по плёночным аппаратам. Корпус Df стилизован под старинный Nikon FE, но начинка у него вполне современная.

Модель Разрешение, Мп Скорострельность,
кадров/с
Вес, г Цена, $
Среднего уровня
D610 24 6 850 1150 (body)
D750 24 6,5 840 1500 (body)
Df 16 5,5 765 2400 (body)
Профессиональные
D850 45 7 1005 3500 (body)
D5 20 12 1415 5400 (body)

См. также «Выбор объективов для Nikon FX».

Canon APS-C

Фотоаппараты Canon APS-C имеют сенсор с кроп-фактором 1,6, т.е. чуть меньшего размера, чем у Nikon DX. Кэноновские камеры лучше приспособлены для съёмки видео, и это повод присмотреться к ним, если видеосъёмка вам интересна. Сам я скептически отношусь к съёмке видео на зеркальную камеру, но вы вправе иметь собственное мнение.

У Canon имеется семь актуальных моделей формата APS-C: 4000D, 2000D, 200D, 800D, 77D, 80D и 7D Mark II.

4000D, 2000D, 200D и 800D – любительские фотокамеры. Canon EOS 2000D – отличный фотоаппарат для начинающего фотографа – маленький, лёгкий и не слишком дорогой. Canon EOS 200D ещё более компактен, но в связи с этим имеет лишь минимум внешних органов управления, что, впрочем, отчасти компенсируется наличием сенсорного экрана. Canon EOS 800D – чуть более продвинутая, но всё ещё любительская модель. Canon EOS 4000D – это урезанная (чтобы не сказать хуже) версия 2000D.

Canon EOS 80D – камера для энтузиастов. Она обладает целым рядом особенностей, которые по достоинству сможет оценить опытный фотограф, но которые вряд ли будут полезны новичку. Canon EOS 77D – представляет собой нечто среднее между D800 и D80.

На любительских камерах можно и нужно экономить – слишком уж быстро они дешевеют. Как и в случае с Никоном соседние поколения любительских и даже продвинутых Кэнонов слабо отличаются друг от друга, а потому, покупая модель предыдущего поколения, вы мало что теряете. 1300D, 100D, 750D и 70D – вполне приличные камеры и к ним стоит присмотреться, если цены на новые модели кусаются.

Canon EOS 7D Mark II – профессиональная кропнутая фотокамера, почти ни в чём не уступающая полнокадровым репортажным аппаратам вроде 1D X, но обладающая более демократичной стоимостью.

Для удобства читателя вновь прибегнем к таблице:

Модель Разрешение, Мп Скорострельность,
кадров/с
Вес, г Цена, $
Любительские
4000D 18 3 436 450 (kit 18-55)
1300D 18 3 485 415 (kit 18-55)
2000D 24 3 475 500 (kit 18-55)
100D 18 4 410 500 (kit 18-55)
200D 24 5 453 640 (kit 18-55)
750D 24 5 555 580 (kit 18-55)
800D 24 6 532 730 (kit 18-55)
Среднего уровня
77D 24 6 540 800 (body)
70D 20 7 755 800 (body)
80D 24 7 730 900 (body)
Профессиональные
7D Mark II 20 10 910 1150 (body)

См. также «Выбор объективов для Canon APS-C».

Canon Full-Frame

Сегодня Canon выпускает четыре полнокадровых модели: 6D Mark II, 5D Mark IV, 5Ds и 1D X Mark II. Canon EOS 1D C не в счёт, поскольку предназначена для видео-, а не для фотосъёмки.

Canon EOS 6D Mark II – очень приличная камера – не слишком громоздкая и не слишком дорогая (по полнокадровым меркам, разумеется).

Canon EOS 5D Mark IV – наиболее сбалансированный полнокадровый фотоаппарат от Canon. Годится и для студии, и для пейзажей, и для не слишком напряжённой репортажной съёмки.

Canon EOS 5Ds – примерно то же, что и 5D Mark IV, но помедленнее и с разрешением 50 Мп.

Canon EOS 1D X Mark II – это бескомпромиссный репортажный фотоаппарат. Если вас не волнуют вес, размеры и цена, то, скорее всего, вы уже успели его купить. Более же благоразумная часть моей аудитории может продолжать чтение.

Модель Разрешение, Мп Скорострельность,
кадров/с
Вес, г Цена, $
Среднего уровня
6D Mark II 26 6,5 765 1700 (body)
Профессиональные
5D Mark IV 30 7 890 3000 (body)
5Ds 50 5 930 2800 (body)
1D X Mark II 20 14 1340 5600 (body)

См. также «Выбор объективов для Canon Full-Frame».

Компактные камеры

Ни одна компактная камера не сравнится с зеркальной по скорости операций, и редкая сравнится по качеству изображения, но когда от фотоаппарата требуется, чтобы он помещался в карман, зеркалки оказываются совершенно неприемлемыми из-за своих размеров.

Очевидно, что если вам нужна только компактность, без оглядки на качество изображения и эргономику, то камера, встроенная в мобильный телефон, вполне может заменить настоящую фотокамеру. Другое дело, что даже простейшей мыльницей снимать всё-таки удобнее, нежели самым совершенным смартфоном.

Под простейшей мыльницей я подразумеваю что-нибудь вроде Nikon Coolpix A10. Стоит эта наибюджетнейшая фотокамера 150 $, имеет матрицу формата 1/2.3" (кроп-фактор 6), неплохой универсальный зум-объектив и снимает куда лучше большинства телефонов, да к тому же работает на стандартных батарейках типа AA, что очень выручает в поездках.

Проблема в том, что если человека устраивает качество изображения, получаемого при помощи матрицы формата 1/2.3" (ну или 1/1.7" у мыльниц подороже), то в большинстве случаев его устроит и то качество, которое выдаёт матрица мобильного телефона – для социальных сетей сгодится любая дрянь. А что касается удобства использования, то редкий владелец смартфона согласится доплачивать за отдельное устройство с настоящими кнопками. Он привык к сенсорному экрану и ему невдомёк, что в некоторых ситуациях архаичные кнопки намного удобнее.

Впрочем, любителям экстремального отдыха и туризма может приглянуться один из защищённых компактов, скажем, Olympus Tough TG-5 за 500 $, имеющий водонепроницаемый ударопрочный корпус, встроенные GPS приёмник и термометр, а также маленькую матрицу формата 1/2.3".

Продвинутые компакты-ультразумы я никому не рекомендую по той причине, что матрицы у них всё такие же крошечные, а вот по габаритам и цене ультразумы вплотную приближаются к бюджетным зеркалкам. Возможно, что я чего-то не понимаю, но, по моему мнению, если камера выглядит и стоит как зеркалка, а снимает как дешёвая мыльница, то это плохая камера и покупать её не следует.

Особняком стоят более дорогие компактные камеры с большими матрицами. Идея таких камер заключается в том, чтобы получить максимальное качество изображения при минимальных размерах аппарата.

Выбор редакции – Canon PowerShot G7 X Mark II за 650 $, оснащённом сенсором формата 1" (кроп-фактор 2,7) и зум-объективом с эквивалентным фокусным расстоянием 24-100 мм при светосиле f/1,8-2,8. Почему именно 1"? Ведь существуют же компактные камеры и большего формата, вплоть до полнокадровых? Так-то оно так, но все более серьёзные компакты обладают габаритами, которые уж не позволяют считать их по-настоящему компактными. А если камера перестаёт помещаться в карман, то не лучше ли купить вместо неё настоящую зеркалку за меньшие деньги и радоваться жизни? В то же время G7 X и другие аналогичные камеры обеспечивают качество изображения вполне сопоставимое с зеркалками, но при этом по размеру практически не отличаются от обычных мыльниц.

Беззеркальные камеры

Мне в принципе сложно рекомендовать начинающему фотографу одну из беззеркальных систем. Их функциональные преимущества даже перед простейшими зеркальными камерами не вполне очевидны, а цена беззеркалок пока что достаточно высока. Человеку, который переходит на беззеркальную систему, следует делать это сознательно и хорошо при этом представлять, что он теряет и что приобретает. Классическая зеркальная камера всегда отличается более выгодным соотношением цена/производительность, от беззеркальной камеры аналогичного класса. Единственным безоговорочным достоинством беззеркалок является их относительная лёгкость и компактность, за которую вы собственно и платите дополнительную премию.

Если вы дошли до такой жизни, то я посоветовал бы вам выбирать между системами Olympus Micro 4/3, Fujifilm X, Sony α и, возможно, Canon EOS M. Система Olympus отличается наиболее продуманной эргономикой и замечательным разнообразием объективов, однако сенсор у Olympus невелик (кроп-фактор 2). У Sony имеются как кропнутые, так и полнокадровые модели, но выбор объективов оставляет желать лучшего. Система Fuji – золотая середина. Систему Canon EOS M трудно назвать зрелой, но зато беззеркалки Canon совместимы (при наличии переходника) с объективами для зеркальных камер EF и EF-S. Беззеркальные фотоаппараты прочих производителей представляют собой не более чем компакты со сменной оптикой и увеличенной матрицей. Для серьёзных занятий фотографией они малопригодны.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!


Вернуться к разделу "Фотооборудование"

Перейти к полному списку статей