Боке
Что такое боке?
Боке́ (англ. bokeh; яп. 暈け или ボケ – «размытие») – это характеристика эстетических качеств области изображения, лежащей не в фокусе, т.е. за пределами зоны ГРИП. Иными словами, это то, как объектив изображает нерезкие объекты. Боке не имеет никакого отношения к резкости: два объектива, одинаково резко передающие объекты в фокусе, могут иметь совершенно различный рисунок размытия, субъективные художественные достоинства которого и описываются термином боке.
Идеальный с инженерной точки зрения объектив фокусирует свет от точечного источника в виде правильного конуса. Когда вершина конуса касается плоскости матрицы или плёнки фотоаппарата, изображение оказывается в фокусе и на фотографии получается предельно малая точка. Чем лучше реальный объектив, тем меньше эта точка и тем резче изображение. Если же источник оказывается не в фокусе, то конус света пересекается матрицей и точка на фотографии превращается в диск, который называется кружком нерезкости или пятном рассеяния. При достаточно большом размере кружков нерезкости они начинают оказывать существенное влияние на эстетическое восприятие фотографии в целом.
Боке чаще наблюдается на заднем плане, реже – на переднем, в силу того, что фокус фотографии обычно приходится на ближний к фотографу объект.
Очевидно, что боке становится заметным при малой глубине резкости. Размер кружков рассеяния будет тем больше, чем больше формат камеры, чем больше фокусное расстояние объектива, чем больше величина относительного отверстия диафрагмы, чем больше расстояние от снимаемого объекта до фона и чем меньше расстояние от камеры до объекта.
Качество боке
Боке – понятие субъективное и говорить о плохом или хорошем боке, а уж тем более измерять его в каких-то математических единицах трудновато. Лично мне нравится мягкое боке, при котором задний план невещественно расплывается и не мешает восприятию главных элементов фотографии. Под плохим же боке я разумею боке жёсткое, бросающееся в глаза и отвлекающее от переднего плана.
Оптически совершенный кружок нерезкости имеет вид равномерно освещённого диска с достаточно чёткими краями. Такой диск может быть красив сам по себе, но будучи элементом намеренно размытого фона, идеальные кружки нерезкости создают иллюзию ненужной резкости за счёт своих резко очерченных краёв, и отвлекают внимание от по-настоящему резких и сюжетно значимых объектов на переднем плане.
К сожалению (а может и к счастью) идеальных объективов не существует, а реальным объективам свойственен ряд аберраций или искажений, в той или иной степени скорректированных разработчиками. Уровень сферических аберраций объектива влияет на распределение света в пределах вышеупомянутого конуса, а значит и на равномерность освещённости пятна рассеяния. В реальности кружок нерезкости практически всегда будет иметь несколько размытый край, а распределение яркости от центра диска к его краям будет сильно разниться.
Красивое (с моей точки зрения) боке подразумевает плавное убывание яркости кружка нерезкости от центра к краям по закону нормального распределения. Это является следствием не полностью скорректированных сферических аберраций объектива. Иными словами, техническое несовершенство диалектически переходит в художественное достоинство.
Противоположная крайность – это сферические аберрации, скорректированные сверх меры. В таком случае яркость диска возрастает к его краям. На мой вкус окольцованное боке смотрится мерзко, но многие, напротив, в восторге от такого специфического, чтобы не сказать «творческого» рисунка.
У многих зум-объективов, особенно с большой кратностью, качество боке может различаться в зависимости от выбранного фокусного расстояния и дистанции фокусировки. Это нормально, поскольку оптические схемы подобных объективов всегда подразумевают компромиссные решения. Добиться идеального боке во всём диапазоне фокусных расстояний практически невозможно, да и разработчики объективов ориентируются на кружок нерезкости идеальный скорее с математической, чем с художественной точки зрения. Кроме того, если рисунок боке и оптимизируется, то обычно для областей, расположенных на заднем плане, при этом характером боке для плана переднего нередко приходится жертвовать. В этом также нет ничего плохого, поскольку большинство людей предпочитает видеть передний план резким, а задний размытым, а значит красивое боке гораздо сильнее востребовано именно для фона.
Факторы, влияющие на боке
Число и форма лепестков диафрагмы
Устройство диафрагмы объектива влияет не столько на качество размытия, сколько на форму кружков нерезкости. На самом деле т.н. кружки нерезкости редко имеют идеально круглую форму. Обычно они выглядят как более-менее правильные многоугольники, число сторон которых соответствует числу лепестков диафрагмы. Диафрагма в объективах Nikon имеет 7 или 9 лепестков, в объективах Canon – 6, 7 или 8 (изредка 9). Чем больше лепестков, тем более округлым выглядит диск нерезкости, причём нечётное количество лепестков обычно порождает многоугольники более приятные для глаза.
В современных объективах лепесткам диафрагмы всё чаще придают несколько искривлённую форму, что делает стороны многоугольников рассеяния выпуклыми и, таким образом, визуально приближает многоугольник к кругу. 9 скруглённых лепестков дают почти идеально круглое боке.
Если фотография сделана при полностью открытой диафрагме, то по краям кадра пятна нерезкости будут приобретать овальную или даже чечевицеобразную форму, оставаясь при этом вполне круглыми в центре изображения.
Особенности конструкции объектива
Defocus Control Nikkor – это пара портретных телеобъективов (AF DC-Nikkor 105mm f/2D и AF DC-Nikkor 135mm f/2D), выпускающихся компанией Nikon с начала 1990-х гг. и снабжённых механизмом, позволяющим фотографу напрямую управлять характером боке, варьируя степень коррекции сферических аберраций. Это даёт возможность тонко настроить размытие либо для переднего, либо для заднего плана, а также для конкретных значений диафрагмы.
Sony (Minolta) 135mm F2.8 T4.5 STF – специфический телеобъектив с ручной фокусировкой и аподизационным элементом, обеспечивающим очень плавное размытие фона. В некоторых современных автофокусных объективах вроде Fujinon XF 56mm F1.2 R APD или Canon RF 85mm f/1.2L DS используется схожий принцип.
Зеркально-линзовые объективы (Reflex-NIKKOR, Рубинар и т.д.) дают боке в виде чётко выраженных колец или бубликов. Эффект, мягко говоря, на любителя.
Анаморфотные объективы и насадки используются в кинематографе и позволяют обнаружить себя по характерному боке в виде вытянутых в вертикальном направлении эллипсов.
Стабилизаторы
Если ваш объектив или камера снабжены оптическим стабилизатором изображения, то весьма желательно отключать его в тех случаях, когда вы хотите получить идеальное боке. Большинство систем стабилизации имеют тенденцию придавать областям, лежащим не в фокусе несколько беспокойный вид.
Уровень контраста
Чем контрастнее фон и чем ярче блики, тем отчётливее видны диски нерезкости и тем резче их края. Наиболее очевидное боке получается при съёмке ночного города или пронизанной солнечными лучами листвы.
Цвет объектов вне фокуса
Степень сферических аберраций различается для волн света разной длины. В результате сферохроматизма, т.е. хроматической разности сферических аберраций для лучей различных длин волн, края пятен рассеяния на заднем плане приобретают размытую кайму зелёного цвета, а на переднем плане – такую же кайму, но малинового цвета. Этот эффект особенно заметен при использовании объективов с большим фокусным расстоянием при широко открытой диафрагме. Интересное следствие сферохроматизма таково, что боке получается особенно мягким и красивым, когда фон на фотографии зелёного цвета. Отсюда привлекательность портретной съёмки на пленере.
***
Напоследок позвольте дать вам маленький совет: не превращайте погоню за красивым боке в самоцель, как это часто бывает у новичков. Никто не запрещает вам немного побаловаться, снимая боке ради боке, но такая забава быстро надоедает. Просто помните о боке, как об одном из выразительных инструментов для фотографий с малой глубиной резкости, но не создавайте из этого инструмента идола.
Благодарю за внимание.
Василий А.
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью (хотя и с меньшим удовольствием).
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы в некоммерческих целях при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.