Время для съёмки

Закат над полем

Далеко не всякая красивая сцена постоянно выглядит действительно красивой. Более того, как правило, мы должны приложить массу усилий, проявить терпение и наблюдательность, чтобы показать объект съёмки в его лучшем виде.

При студийной съёмке, когда вы полностью контролируете ситуацию, вы можете позволить себе фотографировать в любое удобное для вас или ваших моделей время. Когда же вы выходите на улицу, вы должны считаться с внешним освещением, которое разительным образом меняется в течение одного дня.

Следующие две фотографии сделаны с интервалом в 12 часов:

Меловые карьеры, утро.
Меловые карьеры, вечер.

Какая изумительная перемена! Кажется, что это два совершенно разных пейзажа, а ведь снимки сделаны практически с одной точки.

Время суток

Полдень – не лучшее время для фотосъёмки. Небо над головой выцветшее, бледно-голубое, а у горизонта почти белое, что особенно заметно, если в воздухе много пыли. Слепящий солнечный свет порождает плоские невыразительные цвета, яркие блики и черные, лишённые деталей тени. Контраст столь велик, что лица людей превращаются на снимках в белесые маски с чёрными провалами глазниц. Часа за два до захода солнца, воздух, как правило, делается более прозрачным, небо становиться насыщенно синим, солнечный свет приобретает более тёплый оттенок, контраст смягчается, и все цвета выглядят более интенсивными и живыми. Именно в это время, а также через час-другой после восхода, пейзажи на фотографиях будут выглядеть именно так, как вы хотите, чтобы они выглядели в ясную солнечную погоду.

Если погода днём пасмурная и небо затянуто облаками, вы можете использовать этот мягкий рассеянный свет для съёмки портретов или же для макросъёмки, т.е. там, где, чем ниже контраст, тем лучше. Из пейзажных сюжетов в пасмурную погоду особенно хорошо снимать лесную чащу, где прямой солнечный свет, пробивающийся сквозь переплетение ветвей, превратил бы деликатный полумрак в немыслимую мешанину из бликов и теней, от которой рябит в глазах. Общее правило для съёмки в облачный день – избегать попадания в кадр неба. В большинстве случаев (хотя бывают, разумеется, и исключения) оно выходит белым переэкспонированным пятном, поэтому будьте внимательны.

Последний час перед заходом солнца называют Золотым часом. Утром ему соответствуют примерно полчаса после восхода. Это лучшее время для съёмки пейзажей, архитектуры, портретов, да и вообще всего, что можно снимать на свежем воздухе. Контраст сравнительно мягок, цвета богатые и насыщенные, тени длинные, подчёркивающие рельеф и текстуру, но не настолько тёмные, чтобы провалиться в черноту. Любой старый сарай выглядит дворцом, будучи освещён этими волшебными золотыми лучами. Сфотографируйте пустырь с ржавыми мусорными баками и людям, разглядывающим ваши фотографии, захочется там поселиться. Если же вы снимаете что-то действительно эффектное – горные склоны, поросшие елями, скалистый морской берег, живописное лесное озеро, то вы определённо рискуете получить фотографию, которая будет стоить потраченных на неё времени и усилий.

Журавлиное озеро. Золотой час.

С закатом или рассветом всё относительно просто. Если закат красив, что бывает далеко не так часто, как нам бы того хотелось, – вы его снимаете, если же нет – ждёте, что будет дальше. Закат или рассвет, если условия благоприятны, – это пик цвета, и их красота очевидна. Гораздо важнее не проспать рассвет и не проесть закат, как это делают большинство людей. Если вы ждёте красивых цветов, внесите коррективы в ваше расписание. Обращайте внимание на облака. Если небо абсолютно ясное, вы наверняка увидите закат, но с большой долей вероятности он будет уныл. Если погода пасмурная, то, скорее всего заката вам не видать, но уж если облака на западе расступятся и пропустят уходящий солнечный свет, вы получите возможность наблюдать грандиозную по своему драматизму картину. Наиболее красочные, потрясающие воображение закаты требуют неба не ясного, но и не облачного – необходимо сочетание лёгких прозрачных облаков и рваных просветов между ними.

Закат

Утром всё происходит примерно также, только в обратной последовательности, разве что цвета на рассвете несколько холоднее, поскольку воздух утром более чистый и в меньшей степени рассеивает красные лучи. Кроме того, утром у вас больше шансов поймать туман, который собирается в низинах и стелется над водой.

После заката может начаться самое интересное. Облака, подсвеченные снизу только что скрывшимся за горизонтом солнцем, демонстрируют удивительное богатство оттенков красного. Пурпуровый свет, сменяя золотистую зарю, разгорается на западном краю неба и гаснет примерно через полчаса после захода солнца. Этот свет особенно ярок в сухую погоду, когда в воздухе много пыли. Если в это время развернуться на 180 градусов и взглянуть на восток, вы сможете увидеть мягко освещённый пейзаж малинового оттенка, почти не отличающийся по яркости от неба, розового снизу и переходящего выше в лиловый, фиолетовый и, наконец, синий. Розовая полоса, видимая в восточной части неба, называется Поясом Венеры. Голубоватая кромка над самым горизонтом – это ни что иное, как тень Земли в атмосфере.

Сумерки – идеальное время для съёмки рукотворных ландшафтов и архитектуры. Время после заката (или же перед рассветом), когда яркость неба сопоставима с яркостью объектов, освещённых искусственным светом, называется «режимным» временем. Для нас здесь важны в первую очередь низкий уровень контраста и баланс между естественным и искусственным освещением. Это позволяет прекрасно проработать детали сцены и, что куда важнее, получить потрясающе насыщенные цвета. Чтобы получить красивые снимки ночных пейзажей, их нуэно снимать вовсе не ночью, а именно в режимное время, которое может длиться до часа после заката.

Режимное время

В сумерки ветер – ваш злейший враг, если на снимаемой сцене присутствуют деревья и другие объекты, которые могут быть смазаны на длинных выдержках. Что тут посоветовать? Дождитесь штиля, снимайте сооружения, которым ветер нипочём или возвращайтесь в безветренную студию.

Ночью снимать сложно. Контраст между огнями фонарей и тенями слишком высок, чтобы его можно было уложить в одну экспозицию. Кроме того, чрезмерно длинные выдержки (более 30 секунд) порождают заметный шум из-за нагрева сенсора камеры. Это существенный недостаток цифрового оборудования. Если вас интересуют многоминутные или даже многочасовые выдержки, переходите на плёнку. Впрочем, там тоже хватает проблем.

Есть от длительных выдержек и польза. Случайные прохожие, попавшие в кадр, будут невидимы на конечной фотографии, или же превратятся в едва заметные призраки. Фонари проезжающих мимо автомобилей оставят на снимке красивые полосы, превращая городские улицы в огненные реки.

И всё же, ночь разумнее всего использовать, как это ни странно, для сна, и если вы не большой любитель астрофотографии, то лучше сэкономить силы для утренней съёмки. Если вы любите любоваться рассветами – готовьтесь к ранним подъёмам.

Географическая широта

Я пишу эти строки в самом, что ни на есть, умеренном климате, находясь на пятьдесят четвёртом градусе северной широты. В южных регионах свет, как утром, так и вечером, меняется значительно быстрее. Золотой час может длиться не час, а всего полчаса, темнота наступает внезапно и вам приходится действовать быстро, пытаясь поймать нужный вам свет, а также брать с собой карманный фонарик, чтобы не прыгать по скалам во мраке, рискуя сломать себе шею.

На севере, градусов от шестидесяти и выше, солнце движется по пологой дуге, растягивая благоприятное для фотографии время. Чем ближе заполярье, тем больше в летнюю пору света (а также комаров и гнуса). Если вам повезёт с погодой, что является редкой удачей, то освещение может быть фотогеничным сутки напролёт, поскольку закат плавно перетекает в восход, минуя фазу абсолютной темноты, а днём солнце не поднимается настолько высоко, чтобы контраст стал неконтролируемым.

Погода и долгое ожидание

Погода оказывает колоссальное влияние на внешний вид сцены и общее настроение фотографии. Съёмка в ясную погоду приятна и управляема, однако же, экстремальные погодные условия могут порою стать причиной невероятного освещения и фантастических по своей красоте картин. Нет ничего лучше вечернего солнца, внезапно выглянувшего из-за грозовой тучи, когда его золотистые лучи заставляют пейзаж сиять на фоне тёмного неба. Следите за прогнозом погоды, учитесь видеть фотографические возможности в каждом состоянии природы, наблюдать повторяемые закономерности в атмосферных явлениях и использовать это для планирования стратегии съёмок. Не беда, если вам придётся подождать часок-другой, пока солнце не выглянет из-за тучи. Иногда нужного света приходится ждать по нескольку суток, и хорошо, если у вас есть такая возможность, и вы никуда не спешите. Грозы, туманы, радуга, изморозь на деревьях случаются не каждый день. Порою ждать приходится значительно дольше. Нужное вам сочетание погоды, времени года и кучи других факторов может случиться только раз в году, и вам крупно повезёт, если вы сможете оказаться в нужное время в нужном месте. Для этого нужны терпение и наблюдательность. Хорошие фотографии получаются после длительного (бывает, что и многолетнего) изучения объекта съёмки, которое позволяет понять, как и при каких условиях он может быть снят с лучшей стороны, а затем поймать его именно на пике красоты.

Благодарю за внимание.

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью (хотя и с меньшим удовольствием).

Лицензия Creative Commons

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы в некоммерческих целях при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Дата публикации: 19.09.2012

Вернуться к разделу "Художественные аспекты фотографии"

Для улучшения работы сайта используются файлы cookie. Вы не возражаете?