Фотосумки
Выбор сумки для фотооборудования – дело сугубо индивидуальное, более индивидуальное, чем выбор фотоаппарата, а потому однозначных универсальных решений здесь быть не может. Один и тот же фотограф может иметь несколько фотосумок и использовать их для разных случаев. Идеальных сумок не бывает. Посудите сами: хорошая фотосумка должна быть достаточно удобной, чтобы её можно было носить целый день, не ощущая дискомфорта; камера и прочие фотографические аксессуары должны оставаться легкодоступными и при этом быть надёжно защищены. Очевидно, что эти требования противоречат друг другу, и, значит, любая реальная фотосумка это неизбежный компромисс.
Существует бесчисленное множество разновидностей фотосумок, но я постараюсь осветить лишь основные, наиболее распространённые типы, тем более что все прочие сорта являются, как правило, вариациями на тему одной из традиционных категорий.
Наплечные сумки
Сумки с ремнём, который перекидывается через плечо, – самый распространённый, но далеко не самый удобный тип фотосумок. Они вполне годятся для неспешных прогулок с небольшим количеством фотооборудования. С увеличением же веса сумки ассиметричная нагрузка на плечи и позвоночник ведёт к быстрой утомляемости, а при хроническом злоупотреблении – к сколиозу. Для передвижения по хоть сколько-нибудь пересечённой местности, и уж тем более для серьёзного похода, наплечные сумки не подходят ещё и потому, что имеют склонность неконтролируемо болтаться на своём ремне, цепляясь за кусты и скалы. Ездить с такой сумкой на велосипеде также не вполне комфортно – приходится сильно укорачивать ремень и смещать саму сумку за спину.
Из производителей фотосумок доверия заслуживают: Lowepro, Case Logic, Kata, Think Tank, Tamrac.
Чехлы
От наплечных сумок чехлы отличаются несколько меньшими размерами, а также формой, приблизительно повторяющей очертания камеры. Обычно чехол вмещает камеру с единственным объективом и минимумом аксессуаров. Чехлы для фотоаппаратов часто имеют ремень для ношения на плече, но даже такие чехлы удобнее, нежели традиционные наплечные фотосумки, поскольку в силу своего ограниченного объёма попросту не позволяют фотографу нагрузить сумку сверх меры. Ещё более удобны чехлы, которые можно повесить на пояс на манер кобуры.
Фоторепортёры, пользующиеся сразу двумя фотоаппаратами (один с теле-, другой с широкоугольным зумом), часто носят на правом и на левом боку по чехлу для каждого аппарата. Такой расклад позволяет им работать очень быстро, не тратя время на смену объективов.
Примеры сумок-чехлов: Think Tank Digital Holster, серия Lowepro Toploader, Case Logic SLR Zoom Holster и т.п.
Чехол для компактной камеры можно выбирать по цвету, но ещё лучше, когда «мыльница» помещается в карман.
Поясные сумки
Это мой любимый тип фотосумок. Смотрятся они немного неуклюже, но свою функцию выполняют весьма достойно, вмещая камеру, 2-3 объектива, фильтры, аккумуляторы, карты памяти и прочую фотографическую мелочь. Плечи и позвоночник разгружены, руки свободны, сумка не болтается и не мешает ходить, а фотооборудование всегда под рукой. Минус поясных сумок в том, что они имеют тенденцию потихоньку сползать вниз, если поясной ремень затянут недостаточно туго. Кроме того они существенно ограничивают вашу подвижность в пояснице, да и лечь на землю для низкого ракурса, не снимая или не разворачивая сумку за спину, трудновато.
Многие поясные сумки дополнительно снабжаются плечевым ремнём, который может быть использован для дополнительной (но никак не основной) поддержки груза, а также для предотвращения сползания сумки.
Поясной ремень я обычно располагаю не на бёдрах, а на талии (это работает только если ваша талия уже, чем бёдра), что позволяет носить поясную сумку одновременно с туристическим рюкзаком, чей поясной ремень как раз таки сидит на бёдрах, непосредственно под фотосумкой. Высокое расположение поясной сумки также удобно при езде на велосипеде – ноги не бьют по сумке, в связи с чем отпадает необходимость разворачивать её назад.
Лучшие поясные фотосумки на мой взгляд – это Lowepro Inverse 100 AW и Inverse 200 AW. Think Tank Speed Demon, Speed Freak и Speed Racer, равно как и серия HandsFree от Kata – тоже весьма неплохие сумки.
Рюкзаки
Фоторюкзаки приносят компаниям, производящим сумки для фототехники, наибольшую прибыль благодаря армии «продвинутых» фотолюбителей, наивно полагающих, что чем больше оборудования они будут носить с собой, тем совершеннее выйдут их снимки.
Да, фоторюкзаки удобны. Удобны для комфортной транспортировки большого количества фотографического барахла и только для этого. Если помимо переноски тяжестей вы собираетесь заниматься ещё и фотографией, то от фоторюкзака лучше отказаться. В самом деле, как вы представляете себе съёмку из рюкзака? Абсурд! Каждый раз, когда вам понадобится камера, сменный объектив или вспышка, вы вынуждены будете снимать рюкзак, ставить его на землю и производить археологические раскопки в его недрах. Ещё хуже то, что рюкзак искушает вас взять с собой больше фотооборудования, чем вам в действительности необходимо. Чем больше вы будете возиться с аппаратурой, тем меньше времени и внимания вы будете уделять непосредственно съёмке – именно поэтому нужно стремиться к рациональному минимализму. Наконец, фоторюкзак принципиально не годится для туристических походов, поскольку одновременно нести фоторюкзак и рюкзак с туристическим снаряжением попросту невозможно.
Отдельного слова заслуживают так называемые гибридные или комбинированные фоторюкзаки вроде Lowepro Rover Pro AW или Think Tank Rotation 360, к которым я могу проявить некоторое снисхождение. В этих рюкзаках нижняя часть предназначена для фотоаппаратуры и представляет собой что-то вроде поясной сумки, которая может перемещаться вокруг талии, располагаясь, в зависимости от ситуации, либо на животе, либо за спиной фотографа. Верхнее отделение рюкзака служит для переноски провизии, запасной одежды и пр.
Гибридные рюкзаки подходят для непродолжительных фотовылазок и однодневных походов, поскольку спальное снаряжение (палатка, спальный мешок и туристский коврик) туда всё равно не влезут. Для походов с ночёвками на природе вам в любом случае понадобится полноценный туристический рюкзак.
Жёсткие кофры
В отличие от фотосумок, кофры (или кейсы) никто не носит с собой во время фотосессии. Они нужны для безопасной доставки ценного фотооборудования на большие расстояния. Хороший кофр можно ронять, топтать ногами и даже перевозить в багажном отделении самолёта. Кофры могут быть снабжены лямками и даже колёсиками для облегчения их транспортировки с использованием тягловой силы самого фотографа. После того, как вы прибыли на место, кофр должен оставаться в гостиничном номере или в багажнике вашего автомобиля. Нужное вам в настоящий момент оборудование следует переложить в более лёгкую и удобную сумку. Если фотограф таскает с собой гроб, набитый фототехникой, по всем экскурсиям и мероприятиям, то, вероятно, он нуждается в медицинской помощи.
Сверхпрочные кейсы производит компания Pelican. Можно также присмотреться к серии Think Tank Airport, но будет лучше, если вы всё же научитесь путешествовать налегке.
Благодарю за внимание.
Василий А.
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью (хотя и с меньшим удовольствием).
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы в некоммерческих целях при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.