Выбор цифрового фотоаппарата
Итак, вы решились на покупку цифрового фотоаппарата? Позвольте вас поздравить. Это один из лучших способов пробить зияющую брешь в семейном бюджете. Отговаривать вас, скорее всего, бесполезно, поэтому я хотя бы просто помогу вам выбрать камеру так, чтобы выбор этот нанёс вам минимальный финансовый и психологический урон.
К сожалению, невозможно дать однозначные, универсальные рекомендации по выбору фотоаппарата для абстрактного начинающего фотографа, поскольку потребности у всех фотографов разные. Различные фотографические задачи требуют различной аппаратуры. Камера, всецело устраивающая меня, может оказаться совершенно неподходящей для вас. Несмотря на это, я всё же попытаюсь подобрать конкретные модели цифровых фотокамер, отвечающие, на мой взгляд, требованиям наиболее широкого круга фотолюбителей.
Если вы никуда не спешите, то я бы посоветовал вам для начала ознакомиться со статьями «Типы цифровых фотоаппаратов», «Параметры фотоаппарата» и «Что такое профессиональный фотоаппарат». Из них вы сможете почерпнуть детальную информацию о том, какими критериями следует руководствоваться при выборе цифрового фотоаппарата. О том, чем ещё помимо собственно камеры придётся обзавестись фотолюбителю, рассказывается в статье «Стартовый комплект фототехники».
Выбор типа камеры
Прежде всего вам нужно определиться с вашими потребностями и бюджетом, иными словами, вам следует сформулировать, чего именно вы хотите от вашего нового фотоаппарата, какие ваши проблемы он должен решить и сколько вы готовы за это заплатить.
Вариант 1
Вы не вполне довольны техническим качеством снимков, которые делает мобильный телефон, а также тем, что снимать с помощью телефона медленно и неудобно. Вы не против иметь отдельное устройство для фотосъёмки с настоящими кнопками и колёсиками, но вы бы предпочли, чтобы устройство это всё-таки помещалось в карман (пусть и довольно объёмный), и вы не готовы обзаводиться коллекцией объективов и прочего вспомогательного оборудования. Ваш выбор – компактная камера. Бюджет – от 100 $ за самые примитивные мыльницы до нескольких тысяч за роскошные имиджевые игрушки. Добротные качественные компакты стоят от 500 до 1000 $. Вероятно, после этих строк часть читателей вспомнит, что снимать на телефон не так уж и плохо и решит пока повременить с покупкой фотоаппарата, а другая часть сообразит, что если уж хорошие компакты стоят не многим дешевле системных камер, то не лучше ли будет более пристально присмотреться именно к ним?
Вариант 2
Вы хотите радикально улучшить качество своих фотографий, вам нужна возможность быстро и точно управлять настройками фотоаппарата, вы не хотите быть ограничены единственным несменным объективом, вас привлекают сложные виды съёмки вроде фотоохоты или астрофотографии. В таком случае вам нужна настоящая системная камера. Минимальный бюджет – 500 $ (простейшая камера с китовым объективом), более реалистично-рациональный – 1–2 тысячи (с учётом базового комплекта оптики и аксессуаров), максимальный – бесконечность.
Выбор формата
Теперь вам следует определиться с фотографическим форматом, иначе говоря, с размером фотосенсора, поскольку от этого решения будет зависеть выбор конкретной системы или модели.
В сущности, вариантов не так уж и много. Для начала мы решительно отметаем всё, что больше полного кадра: я не могу рекомендовать сколько-нибудь широкому кругу читателей цифровой средний формат, поскольку стоят такие камеры дорого, преимущество в качестве изображения дают незначительное, а по удобству использования и по ассортименту оптики сильно проигрывают малоформатным системам.
Снизу я бы может уже и не так решительно, но всё же отсёк всё, что меньше 1″ (кроп-фактор 2,7). Матрицы меньшего размера не так уж далеко ушли от тех, что используются в телефонах.
Также я не вижу особого смысла и в компактах с матрицей крупнее 1″. Да, существуют компактные камеры как формата APS-C (кроп-фактор 1,5–1,6), так и полнокадровые (кроп-фактор 1), но по размерам они уже вплотную приближаются к небольшим системным камерам, а ценой обычно превосходят последние.
Получается, что оптимальным форматом для компактной фотокамеры является 1″. Основными же форматами системных фотоаппаратов являются в первую очередь APS-C, а во вторую – полный кадр.
Формат APS-C кажется мне более очевидным выбором для начинающего (а часто и не только для начинающего) фотографа, поскольку обеспечивает оптимальный баланс между техническими возможностями камеры с одной стороны, а с другой – её габаритами и стоимостью. Полный кадр подойдёт тем, кто готов доплатить за наилучшее возможное в рамках малого формата качество изображения, а также за наиболее обширный и разнообразный ассортимент сменной оптики.
Формат 3/4″ я, пожалуй, исключу из рассмотрения, как утративший на настоящий момент всякую актуальность.
Выбор системы
Лучшими беззеркальными фотосистемами на мой взгляд являются Nikon Z и Canon EOS R. В рамках каждой из них выпускаются как полнокадровые (Nikon FX и Canon Full-frame), так и кропнутые (Nikon DX и Canon APS-C) фотоаппараты. К сожалению, и Nikon, и Canon стараются развивать прежде всего полнокадровые системы, а потому выбор объективов для, казалось бы, более популярных камер формата APS-C, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Тем не менее составить более-менее сбалансированный комплект оптики можно для любой из упомянутых систем.
Что касается классических зеркальных систем Nikon F и Canon EOS, то они всё ещё заслуживают осторожного внимания. Эти системы вряд ли уже будут когда-нибудь обновляться, но огромный ассортимент уже выпущенных камер и объективов даст фору любой современной беззеркальной системе (особенно если принимать в расчёт вторичный рынок).
Почему я не пишу про довольно популярную систему Sony α? Ведь у Sony тоже есть и полнокадровые и кропнутые камеры, которые в техническом отношении практически ничем не уступают камерам Nikon и Canon? Просто лично мне система Sony не очень нравится. Она не плохая, но у меня есть претензии к её эргономике (особенно к организации меню), дизайну, качеству оптики и некоторым спорным техническим решениям. Впрочем, это моё личное мнение и я не стремлюсь вам его навязать.
Я долго колебался – включать или не включать в число рекомендуемых систем Fujifilm X, – и решил не включать. Это система формата APS-C и в этой нише ни у какого другого производителя нет такого замечательного выбора первоклассных объективов. Но всё-таки, должен признать, что моя симпатия к Fujifilm носит скорее иррациональный характер – уж очень подкупает их ретро-дизайн. По здравому же рассуждению предпочтение стоит отдавать функциональности, удобству и сбалансированности фотосистемы, а не её эстетическим достоинствам. Словом, если вам нужны прежде всего отличные снимки – выбирайте Nikon или Canon, если нужна красивая, стильная камера – берите Fujifilm, а если ваша главная страсть – это технологии и инновации – ваш выбор Sony.
Я вскользь упомяну здесь Olympus, Panasonic, Leica, Sigma и даже Pentax просто для того, чтобы мне не говорили, что я про них не забыл. Да, они тоже делают фотокамеры, и по-своему достаточно неплохие, но если уж я, скрепя сердце, отверг Fujifilm и Sony, то зачем я буду писать про системы, которыми сам бы не стал пользоваться и в которых не слишком хорошо разбираюсь? В конце концов цель этой статьи практическая – помочь вам выбрать фотоаппарат, чем мы в дальнейшем и займёмся.
Выбор камеры
Перейдём к конкретным рекомендациям. Для каждой из рассматриваемых категорий я постараюсь выбрать лучшие с моей субъективной точки зрения камеры, а также назову несколько альтернативных вариантов. Когда я пишу «лучшие», я обычно не имею в виду самые современные и дорогие камеры в модельном ряду. Под лучшими я подразумеваю камеры, отличающиеся на сегодняшний день оптимальным балансом наиболее важных параметров, включая цену.
Выбирая системную камеру, рассматривайте её не как изолированное устройство, а именно как часть системы, а потому заранее присматривайтесь к объективам, вспышкам, телеконвертерам, переходникам и прочим системным компонентам, которые могут вам потенциально понадобиться в будущем, чтобы хотя бы приблизительно оценить, соответствует ли данная система вашим потребностям и интересам.
Характерной особенностью как любительских, так и продвинутых цифровых фотоаппаратов является неоправданно завышенная цена в момент начала выпуска, которая с течением времени плавно понижается, достигая приемлемого значения через один-два года, иногда аккурат к запуску в производство следующей модели. В связи с этим, если ваш бюджет ограничен, то наиболее рациональным шагом зачастую является покупка фотокамеры предыдущего поколения. Фактическая функциональная разница между соседними поколениями весьма незначительна, а экономия может составить 20–30 %.
Фотоаппарат может продаваться без объектива (body – «тушка»), а может – и в комплекте с объективом (kit). Ориентировочные цены я привожу за вариант без объектива, если явно не указано иное, однако, если китовый объектив вас устраивает, то лучше покупать сразу с ним, поскольку в комплекте с камерой объектив всегда стоит дешевле, чем по отдельности.
Беззеркальные камеры формата APS-C
Беззеркальные фотоаппараты системы Nikon Z DX имеют сенсор с кроп-фактором 1,5, а у Canon EOS R APS-C кроп-фактор равен 1,6. Площадь таких матриц примерно вдвое меньше, нежели в более дорогих полнокадровых моделях, но во много раз больше, чем в большинстве компактов.
Одна из лучших кропнутых беззеркальная камера – Nikon Z50. Canon EOS R10 ничем не хуже, а местами даже и лучше, но несколько дороже. Выбирайте ту, которая лучше ляжет в руку.
Особенно радует в этих камерах наличие режимов U1 и U2 (у Nikon) или C1 и C2 (у Canon), позволяющих полностью сохранить два независимых набора пользовательских настроек, а затем в мгновение ока вызывать их в соответствии с меняющимися условиями съёмки.
Если вы готовы отказаться от этой удобнейшей функции, то можно обратить внимание на более дешёвую камеру Canon EOS R50, а если вы в состоянии прожить без поворотно-откидного экрана и некоторых других полезных мелочей, то можно и вовсе взять Canon EOS R100. Это самый лёгкий и дешёвый из серьёзных фотоаппаратов. По качеству изображения он ничуть не уступает названным выше более дорогим моделям – просто пользоваться им чуть менее удобно.
Для большей наглядности все упомянутые мной камеры можно свести в следующую таблицу:
Модель | Разрешение, Мп | Скорострельность, кадров/с |
Вес, г | Цена, $ |
---|---|---|---|---|
Nikon Z DX | ||||
Z50 | 20,9 | 11 | 450 | 760 |
Canon EOS R APS-C | ||||
R10 | 24,5 | 15 | 430 | 880 |
R50 | 24,2 | 15 | 375 | 580 |
R100 | 24,1 | 6,5 | 356 | 380 |
См. также:
Должен справедливости ради заметить, что с выбором объективов для кропнутых камер дела у Nikon обстоят не лучшим образом, а у Canon ещё печальнее, так что сразу оценивайте не только камеру, но и потенциальные возможности системы в целом.
***
Полнокадровые беззеркальные камеры
Продажи фотоаппаратов по всему миру сейчас падают, и, если вы-таки решитесь на покупку цифровой фотокамеры, и Nikon и Canon предпочтут, чтобы камера эта оказалась непременно полнокадровой – просто, потому что она дороже. Конечно же, нам всем очень грустно от того, что бедные японские капиталисты терпят убытки, и мы непременно постараемся пойти им навстречу, рассмотрев некоторые полнокадровые модели.
Лучшими из них я объявляю Nikon Z6 III и Canon EOS R6 Mark II. Даже значительно более дорогие профессиональные репортажные фотоаппараты не имеют перед ними существенных преимуществ, кроме большей механической надёжности и скорости серийной съёмки.
Однако если вам по зарез нужен именно полный кадр, а денег на Z6 или R6 по какой-либо причине жалко, то более скромные Nikon Z5 и Canon R8 – тоже очень хорошие камеры, отличающиеся весьма умеренной (по полнокадровым меркам) стоимостью.
Для удобства читателя вновь прибегнем к таблице:
Модель | Разрешение, Мп | Скорострельность, кадров/с |
Вес, г | Цена, $ |
---|---|---|---|---|
Nikon Z FX | ||||
Z6 III | 24,5 | 14 | 760 | 2500 |
Z5 | 24,3 | 4,5 | 675 | 1000 |
Canon EOS R Full-Frame | ||||
R6 Mark II | 24,2 | 12 | 670 | 2000 |
R8 | 24,2 | 6 | 460 | 1200 |
См. также:
***
Зеркальные камеры
Несмотря на то, что эпоха зеркалок подошла к концу, наиболее поздние зеркальные модели всё ещё смотрятся достаточно неплохо даже на фоне своих более современных беззеркальных собратьев. В последних зеркальных фотоаппаратах используются в основном те же цифровые матрицы, что и в беззеркальных, а значит и снимают они не хуже. У зеркальных камер, в сущности, три основных недостатка: во-первых, они более громоздкие и неуклюжие по сравнению с беззеркальными, во-вторых, в них могут отсутствовать некоторые инновационные функции, и, наконец, в-третьих, зеркальные системы представляют собой по большому счёту завершённые проекты и уже больше не будут развиваться. Это означает, что если множества объективов Nikon F и Canon EF отсутствует нужная вам модель, то не стоит надеяться, что она появится в будущем. Главные же преимущества зеркалок – это, во-первых, огромное множество объективов (в основном полнокадровых, конечно), а во-вторых, лучшее соотношение цены и качества: классическая зеркальная камера дешевле беззеркальной камеры аналогичного класса, а при равной цене превосходит соответствующую беззеркальную камеру по функциональнсти.
Начнём с формата APS-C или DX. Лучшая кропнутая зеркальная камера – это Nikon D7500. Единственный подвох – объективы. Nikon так и не удосужился выпустить полную, сбалансированную линейку объективов для DX камер, а потому с выбором широкоугольной оптики могут возникнуть некоторые трудности. С телеобъективами проблем не будет, поскольку на DX камеры запросто устанавливаются полнокадровые FX объективы, которые от наличия кроп-фактора только выигрывают.
У Canon ситуация с объективами для кропнутых камер ещё печальнее, да и сами камеры менее интересны, а потому и рекомендовать я их не буду, а перейду сразу к полному кадру.
Лучшие полнокадровые цифровые зеркальные фотоаппараты – это Nikon D850 и Canon 5D Mark IV. Более лёгкие и дешёвые, но всё ещё весьма приличные модели – Nikon D780 и Canon 6D Mark II. Ничего лучше зеркальная отрасль на свет уже не произведёт.
Модель | Разрешение, Мп | Скорострельность, кадров/с |
Вес, г | Цена, $ |
---|---|---|---|---|
Nikon F DX | ||||
D7500 | 20,9 | 8 | 720 | 900 |
Nikon F FX | ||||
D850 | 45,7 | 7 | 1005 | 2200 |
D780 | 24,5 | 7 | 830 | 1600 |
Canon EOS Full-Frame | ||||
5D Mark IV | 30,4 | 7 | 890 | 2300 |
6D Mark II | 26,2 | 6,5 | 765 | 1400 |
См. также:
- «Выбор объективов Nikon F DX»,
- «Выбор объективов Nikon F FX»,
- «Выбор объективов Canon EOS EF-S»,
- «Выбор объективов Canon EOS EF».
***
Компактные камеры
Ни одна компактная камера не сравнится с настоящей системной по скорости операций, и редкая сравнится по качеству изображения, но, когда от фотоаппарата требуется, чтобы он помещался в карман, камеры со сменной оптикой оказываются совершенно неприемлемыми из-за своих размеров.
Очевидно, что если вам нужна только компактность, без оглядки на качество изображения и эргономику, то камера, встроенная в мобильный телефон, вполне может заменить настоящий фотоаппарат. Другое дело, что даже простейшей мыльницей снимать всё-таки удобнее, нежели самым совершенным смартфоном.
Под простейшей мыльницей я подразумеваю что-нибудь вроде Kodak Pixpro FZ45. Стоит эта наибюджетнейшая фотокамера 90 $, имеет матрицу формата 1/2.3″ (кроп-фактор 6), неплохой универсальный зум-объектив и снимает куда лучше большинства телефонов, да к тому же работает на стандартных батарейках типа AA, что может быть весьма удобным в поездках.
Проблема в том, что, если человека устраивает качество изображения, получаемого при помощи матрицы формата 1/2.3″ (ну или 1/1.7″ у мыльниц подороже), то в большинстве случаев его устроит и то качество, которое выдаёт матрица мобильного телефона – для социальных сетей сгодится любая халтура. А что касается удобства использования, то редкий владелец смартфона согласится доплачивать за отдельное устройство с настоящими кнопками. Он привык к сенсорному экрану и ему невдомёк, что в некоторых ситуациях архаичные кнопки намного удобнее.
Впрочем, любителям экстремального отдыха и туризма может приглянуться один из защищённых компактов, скажем, OM SYSTEM Tough TG-5, имеющий водонепроницаемый ударопрочный корпус, встроенные GPS приёмник и термометр, а также маленькую матрицу формата 1/2.3″ при не такой уж маленькой цене в 500 $. При желании можно найти защищённый компакт и поскромнее, например, Kodak PIXPRO WPZ2.
Продвинутые компакты-ультразумы я никому не рекомендую по той причине, что матрицы у них всё такие же крошечные, а вот по габаритам и цене ультразумы вплотную приближаются к бюджетным зеркалкам. Возможно, что я чего-то не понимаю, но, по моему мнению, если устройство выглядит и стоит как настоящий фотоаппарат, а снимает как дешёвая мыльница, то это плохое устройство покупать его не следует.
Особняком стоят более дорогие компактные камеры с большими матрицами. Идея таких камер вполне благородна и заключается в том, чтобы получить максимальное качество изображения при минимальных размерах аппарата.
Выбор редакции – Canon PowerShot G7 X Mark III за 750 $, оснащённый сенсором формата 1" (кроп-фактор 2,7) и зум-объективом с эквивалентным фокусным расстоянием 24-100 мм при светосиле f/1,8-2,8. Почему именно 1"? Ведь существуют же компактные камеры и большего формата, вплоть до полнокадровых? Так-то оно так, но все более серьёзные компакты обладают габаритами, которые уж не позволяют считать их по-настоящему компактными. А если камера перестаёт помещаться в карман, то не лучше ли купить вместо неё настоящую системную камеру за меньшие деньги и радоваться жизни? В то же время G7 X и другие аналогичные камеры обеспечивают качество изображения вполне сопоставимое со взрослыми фотоаппаратами, но при этом по размеру практически не отличаются от обычных мыльниц.
Модель | Матрица | Объектив | Вес, г | Цена, $ |
---|---|---|---|---|
Canon PowerShot G7 X Mark III |
1″; 20 Мп | 24-100 мм; f/1,8-2,8; IS |
304 | 750 |
OM SYSTEM Tough TG-7 | 1/2,3″; 12 Мп | 25-100 мм; f/2-4,9; IS |
249 | 500 |
Kodak PIXPRO WPZ2 | 1/2,3″; 16 Мп | 27-108 мм; f/3-6,6 |
176 | 150 |
Kodak PIXPRO- FZ45 | 1/2,3″; 16 Мп | 27-108 мм; f/3-6,6 |
116 | 90 |
***
Благодарю за внимание.
Василий А.
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью (хотя и с меньшим удовольствием).
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы в некоммерческих целях при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.