Типы цифровых фотоаппаратов
В этой статье речь пойдёт об основных типах малоформатных цифровых фотоаппаратов, поскольку именно эта категория представляет первостепенный интерес для большинства начинающих фотографов. Таким образом, я не буду здесь касаться плёночной фотографии, а также цифрового среднего формата.
Все цифровые фотоаппараты можно разделить на две большие неоднородные группы: компактные камеры и системные камеры. Компактная камера – это камера с несменным, т.е. жёстко встроенным объективом. Чаще всего она имеет небольшие размеры и вес – отсюда и название. Системными камерами называют аппараты со сменными объективами, т.е. являющиеся частью модульной фотосистемы.
Компактные камеры
Компактная камера представляет собой самодостаточное независимое устройство, не нуждающееся ни в каких дополнительных модулях (к большинству компактов можно прикрутить штатив, а к некоторым и вспышку, но делать это совсем не обязательно). Покупая компактную камеру, вы не привязываете себя ни к какой фотосистеме. Это значит, что, когда камера ломается, теряется, устаревает или надоедает вы свободно и без каких-либо ограничений можете купить вместо неё камеру любой другой марки.
Множество компактных камер стоит для удобства повествования разбить ещё на две субкатегории в зависимости от величины фотоматрицы. Назовём их условно: компакты с маленькой матрицей и компакты с большой матрицей.
Компактные камеры с маленькой матрицей
Под маленькой матрицей я подразумеваю сенсоры с диагональю меньше 1 видиконовского дюйма, иными словами, всё, что имеет кроп-фактор больше 2,7. Наиболее распространённым форматом, попадающим в эту категорию, является 1/2,3″ (Kƒ = 6).
Простейшие компакты с подобной микроматрицей, минимальным количеством настроек и рудиментарными органами управления принято иронически называть «мыльницами». По-английски их называют «Point & Shoot», т.е. «наведи и снимай» или просто P&S. Этот некогда весьма популярный класс фотоаппаратов в последние годы всё стремительнее уступает свои позиции смартфонам. Сенсор компактов обычно невелик (кроп-фактор в диапазоне 3–8), что позволяет сохранить размеры устройства скромными, а цену на него умеренной. В сущности, этим и исчерпываются преимущества мыльниц. Недостатков же у них более чем достаточно, и главный из них – это низкое качество изображения.
Чем мельче матрица фотоаппарата, тем меньше физический размер отдельных фотодиодов, а значит, тем меньшее количество фотонов каждый из них в состоянии воспринять. Небольшая разница между порогом чувствительности фотодиода и порогом его насыщения означает малый динамический диапазон сенсора. Слабый электрический сигнал приходится многократно усиливать, увеличивая вместе с полезным сигналом и уровень цифрового шума. Отсюда невозможность снимать с высокими значениями ISO, даже если они номинально и поддерживаются камерой. При ISO 400 или 800 картинка превращается в цветную кашу. Впрочем, при хорошем освещении, позволяющем использовать низкие значения ISO, качество фотографий может быть удовлетворительным.
Кроме того, маленький фотосенсор и короткофокусный объектив не позволяют в случае необходимости изолировать объект съёмки с помощью малой глубины резкости и выборочного фокуса, размыв при этом задний план.
Редкий компакт умеет снимать в RAW, а тем, что умеют, это умение не сильно помогает.
Компактные камеры не любят спешки. После включения устройства вы обычно вынуждены ждать его пробуждения в течение нескольких секунд; оставлять же мыльницу включённой надолго нельзя – сядет батарея. Изображение на экране часто не поспевает за сценой. Между моментом нажатия на спуск и непосредственно моментом съёмки происходит задержка; небольшая – доли секунды, но этого бывает достаточно для того, чтобы упустить интересный кадр. Контрастный автофокус настолько нетороплив, что не позволяет фокусироваться на подвижных объектах. Невозможность оперативно изменять фокусное расстояние зум-объектива с помощь механического кольца и необходимость пользоваться вместо этого маленькими кнопками очень раздражает. К тому же моторчик объектива часто движется рывками, исключая точное кадрирование.
У большинства компактов отсутствует видоискатель, а значит камеру всегда приходится держать на некотором расстоянии перед собой, осуществляя визирование по экрану, в результате чего дрожание рук фотографа в полной мере передаётся на камеру и может вести к нечётким снимкам.
Несмотря на то, что фотографировать с помощью мыльницы на мой взгляд намного удобнее, чем с помощью мобильного телефона, с настоящими системными аппаратами их нечего и сравнивать. Бюджетные компакты имеют минимум внешних органов управления, и доступ к ряду жизненно важных функций, таких как экспокоррекция или баланс белого, осуществляется через меню, что весьма замедляет съёмку.
Компактная цифровая камера может довольно успешно справляться с протокольной съёмкой, когда спешить некуда, а качество изображения не стоит на первом месте, но для серьёзной фотографии, особенно для тех её жанров, где требуется оперативность, она малопригодна.
Следует отметить, что традиционные мыльницы – вымирающий класс фототехники. Причина тому – возросшая популярность смартфонов. Возможно, камеры, встроенные в мобильные телефоны, не дотягивают пока даже до самых примитивных компактов ни по качеству изображения, ни тем более по удобству съёмки, однако для тех целей, которые обычно ставятся перед этими камерами, их возможностей вполне достаточно. Да и качество изображения не играет первостепенной роли, если снимки предназначаются исключительно для домашнего архива и публикации в социальных сетях. Словом, смартфоны фотографируют хоть и не идеально, но уже достаточно хорошо, чтобы необходимость в отдельной фотокамере справедливо перестала быть очевидной для подавляющего большинства казуальных фотографов.
Определённые шансы задержаться на рынке есть разве что у экзотических мыльниц со специфическими свойствами, например, пылевлагозащищённых или способных печатать снимки.
Компактные камеры с большой матрицей
Пусть словосочетание «большая матрица» не вводит никого в заблуждение – оно справедливо только при сравнении с мыльницами, – но мы с вами по-прежнему говорим исключительно о малом фотографическом формате. «Большой» в данном контексте следует считать любую матрицу формата от 1″ до полного кадра, т.е. с кроп-фактором от 1 до 2,7 включительно.
Компакты с большой матрицей сочетают в себе портативность и высокое качество изображения. Большая площадь сенсора позволяет улавливать больше света, что способствует снижению уровня шума при высоких значениях ISO, улучшению детализации изображения и расширению динамического диапазона. Иными словами, эти камеры избавлены от большинства недостатков традиционных мыльниц, о которых было написано выше. У некоторых моделей может даже присутствовать настоящий видоискатель, а также полноценные внешние органы управления основными параметрами съёмки. Таким образом, мы получаем устройство, которое позволяет получать снимки не хуже, чем сделанные системными камерами, и при этом всё ещё достаточно миниатюрное, чтобы его пусть и с трудом, но всё же можно было поместить в карман.
Недостатка у таких фотокамер всего два. Во-первых, это невозможность менять объективы, а во-вторых, неадекватно высокая цена. Особенно это касается камер формата APS-C, и, в ещё большей степени, полнокадровых компактных камер. Очень часто за те же (или даже меньшие) деньги можно найти зеркальную или беззеркальную камеру, которая помимо профессионального качества изображения позволит пользоваться всеми преимуществами системной камеры, и при грамотном выборе объективов будет ненамного крупнее не вполне компактного компакта.
Системные камеры
Системная фотокамера всегда является частью фотографической системы, которая состоит из совместимых друг с другом, взаимозаменяемых модулей, таких как: фотоаппараты, объективы, аккумуляторы, вспышки, устройства дистанционного спуска, сменные видоискатели, батарейные ручки, телеконвертеры, переходники, макрокольца и т.д.
Основным преимуществом и наиболее характерной особенностью системных камер является, собственно, само свойство менять объективы. Ассортимент объективов сильно зависит от конкретной системы, но в любом случае, фотограф получает возможность выбирать оптику в соответствии со своими целями: широкоугольные и телеобъективы, объективы для портретов и для макросъёмки, дискретные объективы и трансфокаторы, с любой светосилой и для любого кармана.
Обладая большими сенсорами (обычно не меньше APS-C) системные камеры обеспечивают отличное качество фотографий. Кроме того, настоящие фотоаппараты всегда имеют возможность снимать в RAW, для тонкого редактирования снимков.
За исключением наиболее бюджетных моделей системные камеры позволяют фотографу действовать очень оперативно. Во-первых, сама камера работает быстро: быстро включается, быстро и точно фокусируется, быстро и без задержек снимает. Во-вторых, камерой удобно пользоваться: наиболее важные регулировки вынесены на корпус и не требуют обращения к бесконечным меню. Очень важно иметь возможность вручную управлять выдержкой, диафрагмой, экспокоррекцией, режимами работы экспозамера и фавтофокуса, а также осуществлять наводку на резкость. Механическое кольцо перемены фокусного расстояния на зум-объективах, обеспечивает быстрое, а главное, точное кадрирование. Компоновать кадр с помощью видоискателя намного удобнее, чем с помощью экрана.
Беда с системными камерами в том, что, покупая камеру, вы привязываете себя к конкретной фотосистеме. Впоследствии, если вы захотите по тем или иным причинам сменить систему, это может оказаться весьма затратным, поскольку менять придётся все её компоненты – системы разных марок чаще всего несовместимы друг с другом.
Фотоаппараты со сменной оптикой уязвимы для пыли, которая неизбежно попадает внутрь камеры при смене объективов и может оседать на матрице, приводя к появлению едва заметных пятен на снимках. Ультразвуковые системы очистки матрицы, встраиваемые в корпус камеры, пытаются бороться с пылью, и с каждым годом всё успешнее, но это не повод забывать об аккуратности.
Существуют два основных типа системных фотокамер: зеркальные и беззеркальные.
Зеркальные камеры
Цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат он же DSLR (Digital Single-Lens Reflex) является наследником плёночных зеркалок и несмотря на, казалось бы, архаичную конструкцию, всё ещё остаётся наиболее универсальным и сбалансированным решением для большинства видов фотосъёмки.
Главной отличительной особенностью зеркальной фотокамеры является наличие у неё зеркального оптического видоискателя. Вы легко можете увидеть установленное под углом 45° зеркало, если заглянете внутрь фотоаппарата, предварительно отсоединив объектив. В зеркале видно отражение матового стекла, расположенного над ним, а за зеркалом прячется сенсор камеры, прикрытый шторным затвором. Зеркало отражает свет на матовое стекло, которое вы обычно рассматриваете через пентапризму и окуляр, компонуя кадр. Непосредственно перед открытием затвора поворотное зеркало поднимается, делая видоискатель чёрным, но зато позволяя свету от объектива беспрепятственно падать на матрицу, а после экспонирования возвращается в своё исходное положение. Эта схема, принципиально не менявшаяся на протяжение уже около девяноста лет, даёт вам возможность видеть через видоискатель то же, что видит объектив камеры, без задержек, без параллакса и в максимальном разрешении, ограниченном только остротой вашего зрения.
Приятным побочным свойством такой конструкции является экономное энергопотребление. Включённая камера в состоянии покоя практически не тратит электроэнергию, что позволяет держать её включённой постоянно. Оптический видоискатель, в отличие от электронного, полностью пассивен. Если вы не используете встроенную вспышку и визирование по экрану (Live View), батарея камеры может выдержать до тысячи снимков на одном заряде, что исключительно важно, например, в туристических походах.
Разумеется, зеркалки не лишены недостатков. Из всех типов малоформатных камер зеркальные аппараты отличаются наибольшими размерами и весом. Особенно это касается дорогих профессиональных моделей. В карман такую камеру не положишь.
Зеркалки шумные. При спуске затвора слышен довольно громкий механический щелчок. Подъём зеркала в зеркальной камере сопровождается лёгкой вибрацией, которая в отдельных случаях может даже немного ухудшить резкость изображения.
Лидерами в производстве цифровых зеркальных камер на протяжение десятилетий являлись Canon и Nikon. Их системы являются наиболее полными и универсальными, включая в себя не только широкий выбор фотоаппаратов, как любительского, так и профессионального уровня, но и колоссальное разнообразие объективов, предназначенных для решения любых фотографических задач. Кроме того, поскольку цифровые зеркальные фотоаппараты Nikon и Canon используют те же байонеты, что и их плёночные предшественники, многие классические объективы, выпущенные тридцать и более лет назад, частично или полностью совместимы с современными цифровыми фотоаппаратами соответствующей системы.
Сегодня мы наблюдаем закат зеркальных фотосистем. И Canon, и Nikon полностью переключились на производство беззеркальных камер и вряд ли мы ещё увидим новые зеркальные модели. Кажется, Pentax всё ещё продолжает потихоньку выпускать что-то зеркальное, но будущее явно за беззеркалками. Тем не менее, цифровые зеркальные фотоаппараты последних поколений, которые ещё встречаются в продаже, не уступая современным беззеркальным камерам по качеству изображения, часто превосходят последние по части эргономики, а стоят при схожих параметрах дешевле.
Беззеркальные камеры
Беззеркальная фотокамера или MILC (Mirrorless Interchangeable Lens Camera) — это, как не трудно догадаться, цифровая камера со сменной оптикой, не имеющая зеркала. В отличие от оптического видоискателя в зеркальных камерах, беззеркальные камеры используют электронный видоискатель, который показывает изображение, захватываемое сенсором в реальном времени. Это позволяет видеть, как будет выглядеть финальная фотография с учетом настроек камеры. Кроме того, из-за отсутствия зеркала и пентапризмы беззеркальные фотоаппараты несколько легче и компактнее зеркальных. Объективы также могут быть сравнительно невелики – особенно это характерно для короткофокусных объективов. Нормальные же и длиннофокусные объективы имеют в среднем такие же габариты, как и аналогичная оптика для зеркальных камер.
Выбор объективов пока не так широк, как в зеркальных системах, но для подавляющего большинства фотографов вполне достаточен. Кроме того, многие объективы, предназначавшиеся изначально для зеркальных камер, можно установить на камеры беззеркальные через специальный переходник. Тут всё зависит от конкретного производителя и от его взглядов на межсистемную совместимость.
Беззеркальные камеры работаю тише зеркальных – нет хлопающего зеркала, да и затвор у них всё чаще электронный (по крайней мере первая шторка). Это, кстати, позволяет беззеркальным камерам снимать с гораздо более высокой частотой кадров в режиме серийной съемки.
Беззеркальные фотоаппараты в целом более инновационны и часто включают передовые технологии, такие как, например, автоматическое распознавание объектов съёмки при автофокусировке, более точные экспонометры и расширенные возможности видеосъемки.
Для первых беззеркалок была характерна неспешная работа автофокуса, но с появлением и повсеместным внедрением гибридных (фазово-контрастных) систем эта проблема осталась в прошлом, и современные беззеркальные фотоаппараты фокусируются практически так же быстро, как и зеркальные. Электронные видоискатели, которые тоже раньше часто подвергались критике, проделали большой путь и сейчас работают плавно и без заметных для глаза задержек.
Главный и универсальный недостаток беззеркальных камер – прожорливость: электронный видоискатель заметно повышает расход электроэнергии и аккумуляторы приходится заряжать в два-три раза чаще, чем при съёмке на зеркальную камеру.
Кроме того, беззеркальная камера, при прочих равных условиях, всегда дороже зеркальной камеры сопоставимого класса. Премия за миниатюрность.
Ведущими производителями беззеркальных фотокамер являются Canon, Sony, Nikon и Fujifilm. Беззеркальные системы Olympus, Panasonic, Leica и Sigma тоже имеют право на существование, но несут в себе, на мой взгляд, слишком много достаточно спорных компромиссов и, возможно, поэтому они не слишком популярны.
Благодарю за внимание.
Василий А.
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью (хотя и с меньшим удовольствием).
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы в некоммерческих целях при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.