Сколько нужно объективов?
Фотограф использует сменные объективы, чтобы иметь возможность снимать в различных условиях. Сколько объективов может ему понадобиться? Обычно не более пяти или шести, хотя многим хватает и одного. У каждого фотографа свои потребности, и потому немыслимо рекомендовать вам тот или иной объектив не зная ваших нужд. В сущности, наличие у вас единственного штатного объектива вовсе не является непреодолимым препятствием для занятий фотографией. Просто сменная оптика расширяет диапазон ситуаций, в которых вы можете работать. Само по себе обладание большим парком объективов не делает фотографа талантливым, но хороший фотограф часто нуждается в специфических объективах для реализации своих творческих идей.
Вполне возможно, что вам с лихвой хватит возможностей стандартного объектива, который вы приобрели вместе с камерой. Если же вы чувствуете, что вам стало тесно в тех рамках, которые налагает на вас простой китовый объектив, то я не сочту за труд помочь вам с выбором дополнительной оптики. Мы подробно рассмотрим основные типы объективов, которые могут вам понадобиться, а затем я расскажу, как из существующего многообразия объективов составить универсальный фотографический арсенал, пригодный для решения максимального числа задач, и не пойти при этом по миру.
Если у кого-то из читателей недостаёт времени или усидчивости на чтение утомительных подробностей, можно сразу же перейти непосредственно к практическим рекомендациям.
Ввиду того, что мои рассуждения по поводу выбора объективов справедливы для всех фотографических систем со сменной оптикой, как зеркальных, так и беззеркальных, вне зависимости от их формата, я настоятельно рекомендую вам освежить в памяти концепцию эквивалентного фокусного расстояния, чтобы не путаться в приводимых мною цифрах. О различных параметрах фотообъективов можно почитать в статье «Критерии выбора объективов».
Первый объектив
Всякому, кто впервые покупает сколько-нибудь серьёзную фотокамеру, в качестве первого объектива я советую брать обычный китовый зум. Аппараты начального уровня зачастую продаются исключительно в комплекте с таким объективом, и в таком случае вам от него всё равно никуда не деться.
Стандартный китовый объектив для камер формата APS-C чаще всего имеет диапазон фокусных расстояний 18-55 мм (примерно 28-85 мм в 35-мм эквиваленте), переменную светосилу f/3,5-5,6 и обычно снабжён оптическим стабилизатором изображения (VR или IS).
Несмотря на сравнительно невысокое качество сборки, китовый объектив обладает тремя весьма существенными преимуществами:
- Низкая цена. Обычно это самый дешёвый объектив в системе, а в комплекте с камерой он достаётся вам чуть ли не бесплатно.
- Качество оптики. Разумеется, китовый зум уступает многим дорогим объективам (особенно фиксам), как по части резкости, так и по красоте рисунка, но разница эта далеко не так драматична, как принято считать. Той картинки, которую обеспечивает китовый объектив более чем достаточно для нужд большинства начинающих фотолюбителей. Резкость изображения будет в намного большей степени ограничена навыками фотографа, нежели несовершенством оптики.
- Универсальность. Китовый объектив обладает самым полезным для новичка диапазоном фокусных расстояний – от широкоугольного до умеренно длиннофокусного, что позволяет снимать с его помощью самые разнообразные сюжеты. Кроме того китовый объектив обычно имеет весьма малую минимальную дистанцию фокусировки, вполне пригодную для любительской макросъёмки. Наличие оптического стабилизатора изображения упрощает съёмку с рук и в какой-то мере компенсирует невысокую светосилу.
Словом, китовый объектив даёт начинающему фотографу возможность, не входя в большие траты, попробовать фотографию, если можно так выразиться, на вкус. Этот опыт выявит ваши истинные фотографические потребности и сделает дальнейший выбор объективов более взвешенным и осознанным. Вы поймёте, в каких именно ситуациях возможностей штатного зума начинает вам не хватать, и сможете сами сформулировать свои требования к дополнительным объективам.
Опытный фотограф конечно же волен начинать составление системы с того объектива, который он посчитает нужным. Если опытный фотограф собирает систему с нуля, то это означает, что либо он лишился своего оборудования в результате какой-то несчастной случайности, либо он по каким-то своим соображениям решил сменить систему. В любом случае он уже обладает представлением о том, какие объективы нужны ему для работы и вряд ли нуждается в моих советах.
Два пути
Перед фотолюбителем, переросшим возможности китового объектива, лежат два пути. Став на первый, он жертвует универсальностью в пользу специализации, т.е. распределяет обязанности, которые ранее лежали на единственном объективе, между несколькими объективами, каждый из которых хоть и не является самодостаточным, но зато незаменим в своей узкой области. Второй путь – культивация универсальности, – выражается в покупке суперзума. Такой шаг оправдан, если главная претензия к китовому объективу – это узость диапазона фокусных расстояний, а резкость или светосила уже не столь критичны. Привлекательны суперзумы и отсутствием необходимости менять объективы. Но не превращает ли несменный объектив вашу высокотехнологичную камеру просто в дорогую и громоздкую мыльницу?
Оба пути легальны. Если вы цените комфорт и готовы смириться с техническими компромиссами, неизбежными в конструкции суперзумов, то никто не вправе вас осуждать. Если же вам нужны безупречное качество изображения и функциональная гибкость системы, то без сменных объективов вам никак не обойтись. Наконец, можно совместить оба пути, пользуясь специальными объективами для ответственных фотосессий и суперзумом для повседневного ношения.
Стандартный зум
Под стандартным, нормальным или, иначе говоря, среднедиапазонным зумом подразумевается зум-объектив с диапазоном эквивалентных фокусных расстояний в районе 28-70 мм. Очевидно, что к стандартным зумам относится и китовый объектив. Существуют также дорогие профессиональные среднедиапазонные зумы, которые отличаются высокой механической прочностью и постоянной светосилой f/4 или даже f/2,8.
Как единственный объектив стандартный зум полезен, но в составе системы он часто оказывается ненужным. Если при работе с китовым объективом большинство ваших снимков оказывается сделано либо в крайнем широкоугольном, либо в крайнем телеположении, то два раздельных объектива – короткофокусный и длиннофокусный, – так и просятся в ваш арсенал. Когда же у вас появляются эти два объектива, стандартный зум вам уже ни к чему. Зазор между максимальным фокусным расстоянием широкоугольного объектива и минимальным фокусным расстоянием телеобъектива не настолько значителен, чтобы возникла необходимость перекрывать его дополнительным зум-объективом, которым вы к тому же будете пользоваться лишь от случая к случаю.
Впрочем, неприязнь к профессиональным среднедиапазонным зумам – моё личное дело, и если вы считаете, что такой объектив будет вам полезен, поступайте так, как считаете нужным.
Стандартный светосильный фикс
Стандартный или нормальный объектив имеет эквивалентное фокусное расстояние около 50 мм, в связи с чем, в обиходе его часто называют полтинником. Простейшие модели имеют светосилу f/1,8, более дорогие f/1,4, а у некоторых экзотических моделей светосила может достигать f/1,2 и даже больше.
До популяризации зумов в 90-х годах прошлого века светосильные полтинники были самым распространённым классом объективов для малоформатных камер, и ими по умолчанию комплектовалось большинство фотоаппаратов.
Стандартный светосильный фикс является, на мой взгляд, неплохой альтернативой среднедиапазонному зуму. Даже самый бюджетный полтинник обладает большей светосилой, чем любой профессиональный зум, будучи при этом ощутимо легче, на порядок дешевле, имея отличную резкость и красивое боке.
Не забывайте, что на кропнутых камерах стандартный полнокадровый объектив перестаёт быть стандартным, и потому функцию штатного фикса должен выполнять объектив с истинным фокусным расстоянием 25-35 мм (в зависимости от кроп-фактора).
Широкоугольный объектив
Если минимальное фокусное расстояние китового объектива не обеспечивает, по вашему мнению, достаточно широкого угла изображения, или если вас не вполне устраивает резкость изображения, а поснимать на широком угле вы любите, то, скорее всего, вам придётся обзавестись отдельным широкоугольным объективом. Характерно, что и в этом случае я советую отдать предпочтение объективу с фиксированным фокусным расстоянием. Следует понимать, что широкоугольные зумы – это конструктивно самые сложные объективы, в связи с чем стоят они дорого, а качество изображения зачастую оставляет желать лучшего. Дискретные же объективы выгодно отличаются от зумов компактностью, резкостью, высокой светосилой и относительной дешевизной. Кроме того, широкоугольные зумы обычно обладают сравнительно небольшой кратностью, и потому их преимущество по части широты диапазона фокусных расстояний перед фиксами далеко не так существенно, как в случае с телеобъективами. Не так уж сложно развить в себе полезную привычку менять композицию кадра ногами, а не зумом, тем более что при использовании именно широкоугольных объективов даже незначительные перемещения фотографа оказывают на композицию большее влияние, нежели незначительное изменение фокусного расстояния.
Отмечу, что, несмотря на всё вышесказанное, моё отношение к широкоугольным зумам гораздо более лояльное, чем к зумам среднего диапазона. Более того, к великому моему сожалению, в некоторых популярных кропнутых системах попросту отсутствуют широкоугольные фиксы, и у любителей широкого угла нет альтернативы зумам. Что ж? Зумы не так уж страшны, особенно, когда другого выбора у вас нету.
Длиннофокусный зум
В качестве основного телеобъектива желателен именно зум, поскольку, во-первых, даже недорогие телезумы обладают вполне приличным качеством изображения, и дискретный телеобъектив не даст заметного преимущества, а, во-вторых, мы, как правило, пользуемся телеобъективом тогда, когда у нас нет возможности подойти к объекту съёмки вплотную, а значит и возможность изменить компоновку кадра при помощи ног может быть затруднена.
Для репортажной съёмки ваш телезум должен иметь максимальное эквивалентное фокусное расстояние не менее 200 мм, а для фотоохоты – не менее 300 мм. Объективы с большой светосилой (f/2,8) стоят дорого и необходимы, только если вы регулярно вынуждены снимать в условиях низкой освещённости. Для большинства фотографов будет вполне достаточно светосилы f/4 или даже f/5,6. Обратите также внимание на скорость работы автофокуса – качество весьма существенное при съёмке подвижных объектов. Наличие оптического стабилизатора изображения в телеобъективе также является критичным фактором, если, конечно, стабилизатор в рассматриваемой системе не встроен в саму камеру.
Портретный объектив
Не стоит думать, будто для съёмки портретов жизненно необходим какой-то специальный объектив. Портреты в широком смысле можно при наличии фантазии снимать абсолютно чем угодно. Однако для классических фотопортретов с размытым фоном и отсутствием перспективных искажений действительно может понадобиться объектив с фокусным расстоянием от 85 мм и светосилой не меньше f/2. Впрочем, любой телеобъектив позволяет достаточно неплохо размыть фон, так что коль скоро у вас уже имеется длиннофокусный зум общего назначения, то покупать отдельный фикс для портретов стоит только, если вы всерьёз рассчитываете заняться именно портретной съёмкой.
Кстати, на кропнутых камерах роль портретного объектива с успехом исполняет ординарный полнокадровый полтинник (50 мм, f/1,8), являющийся обычно одним из самых доступных объективов в системе.
Макрообъектив
Среднестатистический китовый зум позволяет делать снимки в лучшем случае в масштабе 1:3. Этого достаточно для того, чтобы фотографировать цветы и улиток, но для полноценной макросъёмки необходим объектив, обеспечивающий масштаб 1:1. Желательно, чтобы макрообъектив имел эквивалентное фокусное расстояние не меньше 100 мм – в противном случае вам будет трудно подобраться к объекту съёмки. Короткие макрообъективы (с ЭФР в районе 50-60 мм) можно рассматривать лишь как стандартные объективы с возможностью близкой фокусировки, но для серьёзной макросъёмки они малопригодны. Если нет желания раскошеливаться на отдельный макрообъектив, то можно ограничиться приобретением подходящего макрокольца, которое позволит несколько расширить функциональность уже имеющегося у вас объектива.
Супертелеобъективы
Объективы с фиксированным фокусным расстоянием от 300 мм и больше стоят дорого, весят много и большинству фотографов решительно не нужны. Это профессиональные инструменты и тот, кто собирается использовать их на регулярной основе, знает, что делает. Если же супертелеобъектив бывает нужен вам лишь от случая к случаю, то целесообразнее будет воспользоваться услугами проката, нежели приобретать дорогую игрушку в собственность.
Экзотика
Объективы типа «рыбий глаз», а также тильт-шифт объективы имеют слишком узкие области применения, чтобы рекомендовать их начинающему фотолюбителю. Обычно после покупки фишая фотограф радостно снимает им в течение недели, а затем теряет к нему интерес и возвращается к более традиционным изобразительным средствам. Я не хочу сказать, что экзотические объективы бесполезны. Напротив, иногда они совершенно незаменимы. Просто, сейчас мы говорим о том, как решить максимум фотографических задач, имея минимум стекла, а излишне специализированная оптика плохо отвечает этим требованиям.
Рекомендации
Так сколько же нужно объективов? Полагаю, что весьма многим фотографам стоит ограничиться самое большее пятью или шестью объективами. Ваш арсенал может выглядеть примерно так:
- Стандартный светосильный фикс (ЭФР около 50 мм; светосила не меньше f/2);
- Широкоугольный фикс (ЭФР 24 мм или меньше; f/2,8 или больше) или зум;
- Длиннофокусный зум (ЭФР не менее 200 или 300 мм на длинном конце);
- Портретный объектив (ЭФР 70-90 мм; f/2 или больше) – опционально;
- Макрообъектив (ЭФР не менее 100 мм) – ещё более опционально.
Итого: 3–5 объективов. С такой батареей вы будете в состоянии сфотографировать практически любой сюжет. Кроме того, у вас, скорее всего уже имеется стандартный китовый зум, который вы можете при желании использовать для комфортной казуальной съёмки.
Кто-то, возможно, сочтёт необходимым дополнить приведённый выше набор в соответствии со своими пристрастиями, а некоторые объективы могут показаться лишними. Что ж, я всего лишь стараюсь указать вам некую отправную точку, отталкиваясь от которой вы бы смогли составить свой собственный гарнитур.
Фотографы с узкой специализацией могут с успехом обходиться весьма малым числом объективов. Например, если фотолюбитель увлекается по преимуществу макросъёмкой, то макрообъектив будет сидеть на его камере едва ли не бессменно. В дополнение к нему он может положить в карман какой-нибудь универсальный зум для случайных посторонних сюжетов и с этими двумя объективами не испытывать никакой нужды в широком ассортименте оптики.
К сожалению, далеко не во всякой фотографической системе присутствуют объективы всех перечисленных мною классов, так что вероятно иногда вам придётся идти на компромисс, подбирая объективы со свойствами лишь приблизительно отвечающими вашим чаяниям. Но более-менее сбалансированную коллекцию можно собрать в рамках любой популярной системы.
Кстати напомню, что наличие значительного числа объективов в вашем шкафу вовсе не обязывает вас всякий раз брать их все с собой. Практически для любой фотовылазки вполне достаточно двух-трёх объективов, и уж никогда не следует носить с собой больше пяти. В противном случае вас будет одолевать искушение постоянно менять объективы, и шанс, что в нужный момент у вас на камере окажется подходящий объектив будет просто ничтожен. Малое же количество объективов одновременно и дисциплинирует, и приучает мыслить более творчески.
Благодарю за внимание.
Василий А.
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью (хотя и с меньшим удовольствием).
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы в некоммерческих целях при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.