Телеконвертеры

Телеконвертер

Телеконвертером или экстендером называется небольшое оптическое устройство, устанавливаемое между фотокамерой и объективом с целью увеличения фокусного расстояния объектива. Эффект изменения фокусного расстояния достигается за счёт увеличения центральной части изображения, проецируемого объективом на матрицу фотоаппарата, что приводит к уменьшению угла изображения.

К телеконвертерам прибегают преимущественно по причине скупости (ну, или, если хотите, разумной бережливости), а именно в тех случаях, когда фотографу захотелось воспользоваться объективом более длинным, чем те, что у него имеются в наличии, но при этом покупка нового объектива с нужным фокусным расстоянием кажется ему экономически не вполне оправданной. Компактный и относительно недорогой телеконвертер может помочь не только снизить затраты, но и уменьшить объём единовременно носимого фотооборудования. К сожалению, использование экстендеров чревато рядом не самых приятных компромиссов.

Недостатки телеконвертеров

Главным и наиболее очевидным отрицательным эффектом является падение светосилы объектива пропорционально квадрату кратности телеконвертера. Так, двукратный телеконвертер, увеличивая фокусное расстояние объектива вдвое, уменьшает количество света, попадающего на матрицу, вчетверо, т.е. на 2 EV. Что это означает на практике?

Во-первых, ухудшение работы автофокуса. Чем темнее объектив, тем хуже автофокус справляется со своими обязанностями. В большинстве зеркальных камер датчики автофокуса рассчитаны на работу с объективами со светосилой не ниже f/5,6. Беззеркальные модели сохраняют возможность автоматической фокусировки вплоть до f/8, правда, производительность автофокуса при этом несколько страдает. Очевидно, что если мы возьмём объектив с исходной светосилой f/5,6 и добавим к нему 2- кратный телеконвертер, то итоговая светосила упадёт до f/11, полностью парализуя автофокус. Нетрудно сделать вывод, что для сохранения работоспособности автофокуса при использовании телеконвертеров следует отдавать предпочтение объективам с изначально высокой светосилой, а также отказаться от экстендеров с избыточной кратностью.

Во-вторых, уменьшение относительного отверстия может потребовать пропорционального увеличения выдержки, что, в свою очередь, часто ведёт к смазыванию изображения. Это особенно актуально при съёмке с рук, поскольку увеличение фокусного расстояния требует от нас уменьшения выдержки для предотвращения шевелёнки, а мы, напротив, вынуждены выдержку увеличивать вследствие падения светосилы. Приходится либо поднимать ISO, либо снимать с недодержкой.

Но даже если оставить в стороне негативные эффекты, связанные с уменьшением светосилы, использование телеконвертеров всё равно будет сопряжено с ухудшением качества изображения. Объектив представляет собой достаточно сложную, тщательно сбалансированную оптическую систему, к которой попросту невозможно добавить несколько дополнительных линз, не оказав при этом влияния на итоговую картинку. Падение резкости и контраста всегда будет иметь место, вопрос лишь в том, насколько оно будет заметным. При использовании телеконвертеров с невысокой кратностью (1,4x) вместе со светосильными длиннофокусными фиксами качество изображения почти не пострадает. Если же взять трёхкратный экстендер и установить его на ординарный зум, то деградация изображения будет очевидна.

Кроме того, телеконвертер, привносит в систему дополнительный механический люфт, который хоть и невелик, но может сказаться на точности фокусировки (актуально только для зеркальных камер), а это значит, что после установки телеконвертера следует в обязательном порядке пройти процедуру тонкой настройки автофокуса.

Также я советую вам избегать телеконвертеров сторонних производителей и предпочесть им телеконвертеры той же марки, что и ваши объективы. Nikon или Canon знают особенности своей оптики и учитывают их при разработке экстендеров. Сторонние производители никогда не смогут учесть всех нюансов и добиться вполне согласованной работы телеконвертера и объектива.

С какими объективами можно использовать телеконвертеры?

Единственная категория объективов, использование телеконвертеров вместе с которой является полностью оправданным, – это супертелеобъективы, т.е. относительно светосильные длиннофокусные фиксы, вроде 300mm f/2.8 или 500mm f/4. Во-первых, такие объективы неприлично дороги и редкий фотограф может позволить себе набор экзотических телевиков, в то время как телеконвертеры позволяют варьировать фокусное расстояние без больших финансовых расходов. Во-вторых, в силу особенностей конструкции супертелеобъективы переносят сотрудничество с телеконвертерами с наименьшими последствиями для качества изображения.

Использование телеконвертеров в связке с длиннофокусными зумами (70-200mm f/2.8, 200-400mm f/4) также допустимо, но с некоторой осторожностью.

Что же касается нормальных и уж тем более широкоугольных объективов (как зумов, так и фиксов), то здесь о телеконвертерах лучше и не помышлять. Причин тому несколько.

Во-первых, задний элемент нормального или широкоугольного объектива обычно расположен очень близко к хвостовику байонета. В то же время передний элемент телеконвертера часто выступает за пределы его корпуса. В результате линзы объектива и экстендера могут попросту столкнуться друг с другом. К счастью, хорошие телеконвертеры обычно устроены так, чтобы установить на них неподходящий объектив было физически невозможно. Если же вы всё-таки захотите это сделать, то вам придётся предварительно разобрать телеконвертер и сточить надфилем один из лепестков байонета.

Во-вторых, оптическая схема телеконвертеров рассчитана на использование их исключительно в сочетании с телеобъективами, и потому результаты экспериментов с короткофокусными объективами будут, мягко говоря, неоптимальными.

В-третьих, вы почти всегда получаете характеристики, которые можно было бы получить, просто взяв один из уже существующих объективов. Например, добавив 1,4x конвертер к объективу 16-35 мм f/4 (предположим, что вам удалось обойти защиту от дурака), вы получите нелепый 22,4-49 мм f/5,6. Зачем?! Разве в данном диапазоне недостаточно недорогих объективов с отличной оптикой?

К телеконвертерам обращаются тогда, когда другого выхода нет, или когда этот выход сопряжён с чрезмерными затратами. Во всех остальных случаях лучше обходиться без телеконвертеров.

Различные телеконвертеры и изменение параметров объектива

Рассмотрим подробнее некоторые типы телеконвертеров.

1,25x

Единственный представитель – Nikon TC800-1.25E ED поставляется вместе с объективом AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR и с прочими объективами несовместим. Увеличивает фокусное расстояние в 1,25 раза, уменьшает светосилу на 2/3 ступени. Таким образом, объектив 800 мм f/5,6 превращается в 1000 мм f/7,1.

1,4x

Наиболее практичный тип телеконвертеров. Представители: Nikon TC-14E III, Nikon TC-1.4x, Canon Extender EF 1.4x II, Canon Extender RF 1.4x, а также встроенные телеконвертеры в объективах Canon EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4X и Nikkor Z 400mm f/2.8 TC VR S. Увеличивает фокусное расстояние в 1,4 раза, уменьшает светосилу на 1 ступень. Например, 200 мм f/2 превращается в 280 мм f/2,8.

1,7x

Nikon TC-17E. Увеличивает фокусное расстояние в 1,7 раза, уменьшает светосилу на 1,5 ступени. Например, 200 мм f/2 превращается в 340 мм f/3,3.

2x

Представители: Nikon TC-20E III, Nikon TC-2x, Canon Extender EF 2x III, Canon Extender RF 2x. Увеличивает фокусное расстояние в 2 раза, уменьшает светосилу на 2 ступени. Например, 200 мм f/2 превращается в 400 мм f/4.

Я вам настоятельно не рекомендую прибегать к телеконвертерам с кратностью больше 2, тем более что подобные телеконвертеры встречаются в настоящее время крайне редко, да и то лишь у сторонних производителей.

Чтобы вам не пришлось делать расчёт для каждого объектива, я составил небольшую таблицу, отражающую изменение фокусного расстояния и светосилы объективов при использовании телеконвертеров с кратностью 1,4x, 1,7x и 2x.

Исходные параметры объектива С использованием телеконвертера
1,4x 1,7x 2x
70-200 мм f/2,8 98-280 мм f/4 119-340 мм f/4,8 140-400 мм f/5,6
70-200 мм f/4 98-280 мм f/5,6 119-340 мм f/6,7 140-400 мм f/8
80-400 мм f/4,5‑5,6 112-560 f/6,3‑8 - -
100-400 мм f/4,5‑5,6 140-560 f/6,3‑8 - -
200-400 мм f/4 280-560 мм f/5,6 340-680 мм f/6,7 400-800 мм f/8
200-500 мм f/5.6 280-700 мм f/8 - -
200 мм f/2 280 мм f/2,8 340 мм f/3,3 400 мм f/4
200 мм f/2,8 280 мм f/4 - 400 мм f/5,6
300 мм f/2,8 420 мм f/4 510 мм f/4,8 600 мм f/5,6
300 мм f/4 420 мм f/5,6 510 мм f/6,7 600 мм f/8
400 мм f/2,8 560 мм f/4 680 мм f/4,8 800 мм f/5,6
400 мм f/4 560 мм f/5,6 - 800 мм f/8
400 мм f/5,6 560 мм f/8 - -
500 мм f/4 700 мм f/5,6 850 мм f/6,7 1000 мм f/8
600 мм f/4 840 мм f/5,6 1020 мм f/6,7 1200 мм f/8
800 мм f/5,6 1120 мм f/8 - -

Конвертер TC800-1.25E уникален, а потому в таблице нет столбца 1,25x. Прочерки означают, что данная комбинация либо вовсе не встречается в природе, либо её использование лишено практического смысла. В частности, это касается тех случаев, когда итоговая светосила оказывается ниже f/8. В сущности, даже f/8 это маргинальная величина, при которой автофокус будет работать не на всех камерах, да и то не лучшим образом. Я бы советовал вам не ронять светосилу ниже f/5,6.

Телеконвертеры или кадрирование?

С учётом совершенно безумного количества мегапикселей в современных фотокамерах простая обрезка изображения выглядит вполне разумной альтернативой применению телеконвертеров. Кадрирование в отличие от телеконвертера не влияет ни на резкость, ни на светосилу объектива. Единственный минус в том, что вы получите изображение с меньшим разрешением, чем если бы взяли телеконвертер, однако и оставшегося после обрезки разрешения обычно бывает более чем достаточно. В самом деле, если мы возьмём кадр разрешением, скажем, в 36 Мп и увеличим середину в 1,5 раза, у нас всё ещё останется 15 Мп, а это, поверьте, очень много.

Благодарю за внимание.

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью (хотя и с меньшим удовольствием).

Лицензия Creative Commons

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы в некоммерческих целях при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Дата публикации: 06.10.2016
|
Последнее обновление: 06.10.2016

Вернуться к разделу "Специальные приёмы"

Для улучшения работы сайта используются файлы cookie. Вы не возражаете?