Выбор объективов Nikon F FX
Настоящая статья посвящена выбору объективов для полнокадровых зеркальных фотоаппаратов Nikon FX. Рекомендации по выбору объективов для камер с кроп-фактором (Nikon DX) находятся здесь.
Для каждого из объективов я указываю ориентировочную цену, вес объектива и диаметр резьбы для фильтров. Удобство и качество объектива, т.е. наиболее важные его свойства, нельзя, к сожалению, выразить одной-двумя цифрами, но я буду вставлять развёрнутые комментарии там, где это необходимо. Кроме того, параметрам фотографических объективов всецело посвящена статья «Критерии выбора объективов». О том, что означают буквы в названиях объективов, можно прочитать в статье «Маркировка объективов Nikon».
***
На полнокадровые фотокамеры Nikon FX целесообразно ставить исключительно полнокадровые объективы. Несмотря на общий байонет Nikon F и заявленную Никоном взаимную совместимость FX и DX систем, использование DX объективов на FX камере лишено всякого смысла, поскольку размер изображения, проецируемого DX объективом, недостаточен для покрытия полноразмерной матрицы, и края кадра неизбежно будут обрезаны.
Лучшие объективы Nikon FX
В статье «Сколько нужно объективов?» описаны основные классы объективов, которые теоретически должны присутствовать в сбалансированной фотографической системе. Рассмотрим каждый из этих классов применительно к системе Nikon FX.
Стандартный зум
Зум среднего диапазона бывает хорош сам по себе, но в составе системы он становится лишним, поскольку начинает функционально конкурировать с более специализированными объективами. Впрочем, это моё субъективное мнение, и если лично вам нравятся стандартные зумы, то кто я такой, чтобы мешать вам?
Наиболее доступный среднедиапазонный зум – AF-S NIKKOR 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR (500 $, 465 г, 72 мм), – лёгкий универсальный объектив. Для большинства сюжетов вам его будет более чем достаточно.
Суперзум AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR (950 $, 800 г, 77 мм) покрывает весь, сколько бы то ни было разумный диапазон фокусных расстояний. Это крупный объектив, но всё-таки компактнее той сумки с объективами, которую он в состоянии заменить в одиночку. Оптически 28-300 недурён, но лишь настолько, насколько это возможно для суперзума. Это означает, что на 16 мегапикселях резкость будет отличной, на 24 – приемлемой, а на 36 – довольно посредственной.
Профессиональным стандартом считается AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR (1600 $, 1070 г, 82 мм), – узкоспецифический инструмент свадебного фотографа. Имейте в виду, что любой штатный полтинник не менее резок и пропускает в три-четыре раза больше света, будучи при этом в несколько раз легче и дешевле.
Стандартный светосильный фикс
Некогда классический полтинник был самым распространённым типом объективов, однако и сегодня он вполне актуален.
Наилучший вариант – AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G (400 $, 280 г, 58 мм).
Более дешёвый AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G (200 $, 185 г, 58 мм) имеет несколько меньшую светосилу, но на практике разница между f/1.4 и f/1.8 совершенно не существенна. Если же покупка полнокадровой камеры опустошила ваш кошелёк, то я бы советовал вам присмотреться к вполне бюджетному AF NIKKOR 50mm f/1.8D (130 $, 155 г, 52 мм), – объективу предыдущего поколения, который проигрывает современным полтинникам только по скорости работы автофокуса. Оптически он ничуть не хуже 50mm f/1.8G и даже обладает меньшей дисторсией.
Широкоугольный зум
AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED (800 $, 385 г, 77 мм) – отличный широкоугольный зум-объектив, резкий и лёгкий.
Более тяжёлый и дорогой AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR (1000 $, 680 г, 77 мм) имеет постоянную светосилу f/4 и снабжён оптическим стабилизатором. Это, вероятно, наиболее резкий широкоугольный зум из когда-либо выпущенных под маркой NIKKOR.
Громадный AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED (1600 $, 970 г) – специализированный профессиональный объектив, и большинству фотографов стоит остановиться на более практичных 16-35 или 18-35.
Широкоугольный фикс
На сегодняшний день лучшим широкоугольным объективом является AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED (1800 $, 620 г, 77 мм). Впрочем, «лучшим» не значит оптимальным.
Если вам не нужна светосила f/1,4 (а она мало кому по-настоящему нужна), то можно выбрать один из более скромных f/1,8 объективов: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED (800 $, 355 г, 77 мм), AF-S NIKKOR 24mm f/1.8G ED (700 $, 355 г, 72 мм) и AF-S NIKKOR 28mm f/1.8G (700 $, 330 г, 67 мм).
Промежуточное положение между действительно широкоугольными и нормальными объективами занимают умеренно широкоугольные объективы с фокусным расстоянием 35 мм: подороже – AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G (1550 $, 600 г, 67 мм), подешевле – AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G (500 $, 305 г, 58 мм).
Для пейзажной съёмки светосильная оптика обычно ни к чему, поскольку диафрагма всё равно постоянно оказывается закрыта до f/8-11, а вот лёгкость и компактность оборудования становятся весьма желанными свойствами. В качестве походных объективов очень хорошо себя зарекомендовали AF NIKKOR 20mm f/2.8D (500 $, 260 г, 62 мм) и AF NIKKOR 24mm f/2.8D (400 $, 270 г, 52 мм).
Длиннофокусный зум
AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR (550 $, 680 г, 67 мм) – весьма достойный и сравнительно доступный телеобъектив. Старшие модели будут стоить значительно дороже.
Профессиональные репортажные телезумы представлены AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR (1900 $, 1430 г, 77 мм) и его младшим братом AF-S NIKKOR 70-200mm f/4G ED VR (1000 $, 850 г, 67 мм). От 70-300 они отличаются большей механической надёжностью и несколько лучшей резкостью при полностью открытой диафрагме.
Лучший объектив для фотоохоты – AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR (1100 $, 2090 г, 95 мм). Это инструмент для человека, который собирается действительно охотиться, а не просто меряться объективами. Решающую роль в съёмке дикой природы всегда играет умение подобраться к животному поближе. Умение же это достигается многолетней практикой и не зависит от длины объектива.
Портретный объектив
Для съёмки портретов нужен не слишком длинный телеобъектив с большой светосилой.
AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED (1900 $, 985 г, 82 мм) – лучший на сегодняшний день вариант, хотя он и довольно дорог. AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G (1550 $, 595 г, 77 мм) короче, но несколько доступнее.
85-мм объективы со светосилой f/1.8 стоят заметно дешевле. Можно взять либо более современный AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G (430 $, 350 г, 67 мм), либо его предшественника AF NIKKOR 85mm f/1.8D (400 $, 380 г, 62 мм). Второй объектив фокусируется не столь быстро, но по качеству сборки превосходит новинку. Качество изображения примерно одинаковое.
Эстеты, уделяющие большое внимание характеру размытия заднего плана, могут присмотреться к одному из объективов серии DC (Defocus Control), позволяющих тонко настраивать вид боке – AF DC-NIKKOR 105mm f/2D (1000 $, 640 г, 72 мм) и AF DC-NIKKOR 135mm f/2D (1100 $, 815 г, 72 мм). Разница между двумя объективами лишь в фокусном расстоянии. Оптически они оба безукоризненны.
Макрообъектив
AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED (900 $, 750 г, 62 мм) – наиболее сбалансированный и универсальный макрообъектив.
Фотографу, который относится к макросъёмке с предельной серьёзностью, подойдёт AF Micro-NIKKOR 200mm f/4D IF-ED (1300 $, 1190 г, 62 мм). Этот макрообъектив идеален для съёмки в контролируемых условиях, например, в студии. Большое фокусное расстояние при отсутствии стабилизатора делает его малопригодным на пленере.
Прочие объективы
В настоящем обзоре мы не будем подробно останавливаться на супертелеобъективах, тильт-шифт объективах, а также объективах типа «рыбий глаз». Тот, кому они действительно нужны, может обойтись и без моих советов, а тому, кто без моих советов обойтись не может, думать о подобной экзотике пока не стоит. При желании любой нетрадиционный объектив можно взять в аренду и определиться с тем, нужен он вам или нет.
Типовые комплекты объективов
В качестве примера я постараюсь подобрать несколько минималистичных наборов оптики для фотокамер Nikon FX. Моё мнение вовсе не является безапелляционным и должно служить лишь ориентиром при составлении вашей собственной системы.
Универсальный комплект
Большинству фотолюбителей будет достаточно следующего набора:
- 18-35mm f/3.5-4.5G
- 70-300mm f/4.5-5.6G VR
- 50mm f/1.8G
При желании 18-35mm f/3.5-4.5G можно заменить на светосильный фикс 20mm f/1.8G или 24mm f/1.8G.
Бессмысленно включать в набор среднедиапазонный зум вроде 24-85mm f/3.5-4.5G VR, – вы будете использовать его слишком редко, поскольку он, по большому счёту, будет дублировать функции других объективов. К тому же 50mm f/1.8G легче любого зума и имеет бо́льшую светосилу.
Вместо трёх объективов можно взять один единственный 28-300mm f/3.5-5.6G VR, но он будет проигрывать описанной выше комбинации и в светосиле, и в качестве изображения, и в совокупном диапазоне фокусных расстояний, выигрывая лишь в удобстве.
Если вы собираетесь регулярно ходить в пешие фотопоходы, то в качестве стандартного объектива имеет смысл взять более лёгкий 50mm f/1.8D, а в качестве широкоугольного – 20mm f/2.8D или 24mm f/2.8D. Но, говоря откровенно, полнокадровые зеркальные фотокамеры слишком велики, чтобы можно было всерьёз рассуждать о «лёгких» FX комплектах. Кропнутый Nikon D5500 в комплекте с 18-55mm f/3.5-5.6G VR DX II и 55-200mm f/4-5.6G VR DX II всё-таки лучше подходят на роль туристической системы.
Профессиональный комплект
Традиционно фотографы-профессионалы, снимающие часто и помногу, используют два объектива – теле-зум и широкоугольный зум, – как правило, на двух отдельных фотоаппаратах. Это позволяет им работать очень быстро. Если фотограф планирует снимать при слабом свете, он может захватить с собой нормальный светосильный фикс вроде 50mm f/1.4G, но основу системы всегда составляют два зума.
- 14-24mm f/2.8G
- 70-200mm f/2.8E VR
- 16-35mm f/4G VR
- 70-200mm f/4G VR
Светосила f/2.8 нужна лишь при съёмке спортивных соревнований ночью. В адекватных условиях f/4 будет вполне достаточно, особенно учитывая помощь стабилизатора.
Разумеется, Никон хочет, чтобы вы играли по его правилам и купили полный набор профессиональных зумов: 14-24, 24-70 и 70-200. На практике же, в компании длиннофокусного и короткофокусного объективов стандартный зум часто оказывается лишним и может быть с успехом заменён небольшим фиксом. А если вы не собираетесь пользоваться широким углом, то вполне можно обойтись парой 24-70mm f/2.8E VR и 70-200mm f/2.8E VR.
Набор фиксов
У Никона имеются две линейки светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием – мажорная, со светосилой f/1,4, и бюджетная, со светосилой f/1,8.
f/1,4: 24mm f/1.4G; 28mm f/1.4E; 35mm f/1.4G; 50mm f/1.4G; 85mm f/1.4G и 105mm f/1.4E.
f/1,8: 20mm f/1.8G; 24mm f/1.8G; 28mm f/1.8G; 35mm f/1.8G; 50mm f/1.8G и 85mm f/1.8G.
Нет никакого смысла собирать полную коллекцию – вам вполне хватит трёх объективов: широкоугольного (20/24/28/35mm), нормального (35/50mm) и длиннофокусного (85/105mm). Можно и вовсе ограничиться двумя объективами, исключив середину.
Благодарю за внимание.
Василий А.
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью (хотя и с меньшим удовольствием).
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы в некоммерческих целях при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.