Выбор цифрового фотоаппарата

Итак, вы решились на покупку цифрового фотоаппарата? Позвольте вас поздравить. Это один из лучших способов пробить зияющую брешь в семейном бюджете. Отговаривать вас, скорее всего, бесполезно, поэтому я хотя бы просто помогу вам выбрать камеру так, чтобы выбор этот нанёс вам минимальный финансовый и психологический урон.

К сожалению, невозможно дать однозначные, универсальные рекомендации по выбору фотоаппарата для абстрактного начинающего фотографа, поскольку потребности у всех фотографов разные. Различные фотографические задачи требуют различной аппаратуры. Камера, всецело устраивающая меня, может оказаться совершенно неподходящей для вас. Несмотря на это, я всё же попытаюсь подобрать конкретные модели цифровых фотокамер, отвечающие, на мой взгляд, требованиям наиболее широкого круга фотолюбителей.

Если вы никуда не спешите, то я бы посоветовал вам для начала ознакомиться со статьями «Типы цифровых фотоаппаратов», «Параметры фотоаппарата» и «Что такое профессиональный фотоаппарат». Из них вы сможете почерпнуть детальную информацию о том, какими критериями следует руководствоваться при выборе цифрового фотоаппарата. О том, чем ещё помимо собственно камеры придётся обзавестись фотолюбителю, рассказывается в статье «Стартовый комплект фототехники».

Выбор типа камеры

Прежде всего вам нужно определиться с вашими потребностями и бюджетом, иными словами, вам следует сформулировать, чего именно вы хотите от вашего нового фотоаппарата, какие ваши проблемы он должен решить и сколько вы готовы за это заплатить.

Вариант 1

Вы не вполне довольны техническим качеством снимков, которые делает мобильный телефон, а также тем, что снимать с помощью телефона медленно и неудобно. Вы не против иметь отдельное устройство для фотосъёмки с настоящими кнопками и колёсиками, но вы бы предпочли, чтобы устройство это всё-таки помещалось в карман (пусть и довольно объёмный), и вы не готовы обзаводиться коллекцией объективов и прочего вспомогательного оборудования. Ваш выбор – компактная камера. Бюджет – от 100 $ за самые примитивные мыльницы до нескольких тысяч за роскошные имиджевые игрушки. Добротные качественные компакты стоят от 500 до 1000 $. Вероятно, после этих строк часть читателей вспомнит, что снимать на телефон не так уж и плохо и решит пока повременить с покупкой фотоаппарата, а другая часть сообразит, что если уж хорошие компакты стоят не многим дешевле системных камер, то не лучше ли будет более пристально присмотреться именно к ним?

Вариант 2

Вы хотите радикально улучшить качество своих фотографий, вам нужна возможность быстро и точно управлять настройками фотоаппарата, вы не хотите быть ограничены единственным несменным объективом, вас привлекают сложные виды съёмки вроде фотоохоты или астрофотографии. В таком случае вам нужна настоящая системная камера. Минимальный бюджет – 500 $ (простейшая камера с китовым объективом), более реалистично-рациональный – 1–2 тысячи (с учётом базового комплекта оптики и аксессуаров), максимальный – бесконечность.

Выбор формата

Теперь вам следует определиться с фотографическим форматом, иначе говоря, с размером фотосенсора, поскольку от этого решения будет зависеть выбор конкретной системы или модели.

В сущности, вариантов не так уж и много. Для начала мы решительно отметаем всё, что больше полного кадра: я не могу рекомендовать сколько-нибудь широкому кругу читателей цифровой средний формат, поскольку стоят такие камеры дорого, преимущество в качестве изображения дают незначительное, а по удобству использования и по ассортименту оптики сильно проигрывают малоформатным системам.

Снизу я бы может уже и не так решительно, но всё же отсёк всё, что меньше 1″ (кроп-фактор 2,7). Матрицы меньшего размера не так уж далеко ушли от тех, что используются в телефонах.

Также я не вижу особого смысла и в компактах с матрицей крупнее 1″. Да, существуют компактные камеры как формата APS-C (кроп-фактор 1,5–1,6), так и полнокадровые (кроп-фактор 1), но по размерам они уже вплотную приближаются к небольшим системным камерам, а ценой обычно превосходят последние.

Получается, что оптимальным форматом для компактной фотокамеры является 1″. Основными же форматами системных фотоаппаратов являются в первую очередь APS-C, а во вторую – полный кадр.

Формат APS-C кажется мне более очевидным выбором для начинающего (а часто и не только для начинающего) фотографа, поскольку обеспечивает оптимальный баланс между техническими возможностями камеры с одной стороны, а с другой – её габаритами и стоимостью. Полный кадр подойдёт тем, кто готов доплатить за наилучшее возможное в рамках малого формата качество изображения, а также за наиболее обширный и разнообразный ассортимент сменной оптики.

Формат 3/4″ я, пожалуй, исключу из рассмотрения, как утративший на настоящий момент всякую актуальность.

Выбор системы

Лучшими беззеркальными фотосистемами на мой взгляд являются Nikon Z и Canon EOS R. В рамках каждой из них выпускаются как полнокадровые (Nikon FX и Canon Full-frame), так и кропнутые (Nikon DX и Canon APS-C) фотоаппараты. К сожалению, и Nikon, и Canon стараются развивать прежде всего полнокадровые системы, а потому выбор объективов для, казалось бы, более популярных камер формата APS-C, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Тем не менее составить более-менее сбалансированный комплект оптики можно для любой из упомянутых систем.

Что касается классических зеркальных систем Nikon F и Canon EOS, то они всё ещё заслуживают осторожного внимания. Эти системы вряд ли уже будут когда-нибудь обновляться, но огромный ассортимент уже выпущенных камер и объективов даст фору любой современной беззеркальной системе (особенно если принимать в расчёт вторичный рынок).

Почему я не пишу про довольно популярную систему Sony α? Ведь у Sony тоже есть и полнокадровые и кропнутые камеры, которые в техническом отношении практически ничем не уступают камерам Nikon и Canon? Просто лично мне система Sony не очень нравится. Она не плохая, но у меня есть претензии к её эргономике (особенно к организации меню), дизайну, качеству оптики и некоторым спорным техническим решениям. Впрочем, это моё личное мнение и я не стремлюсь вам его навязать.

Я долго колебался – включать или не включать в число рекомендуемых систем Fujifilm X, – и решил не включать. Это система формата APS-C и в этой нише ни у какого другого производителя нет такого замечательного выбора первоклассных объективов. Но всё-таки, должен признать, что моя симпатия к Fujifilm носит скорее иррациональный характер – уж очень подкупает их ретро-дизайн. По здравому же рассуждению предпочтение стоит отдавать функциональности, удобству и сбалансированности фотосистемы, а не её эстетическим достоинствам. Словом, если вам нужны прежде всего отличные снимки – выбирайте Nikon или Canon, если нужна красивая, стильная камера – берите Fujifilm, а если ваша главная страсть – это технологии и инновации – ваш выбор Sony.

Я вскользь упомяну здесь Olympus, Panasonic, Leica, Sigma и даже Pentax просто для того, чтобы мне не говорили, что я про них не забыл. Да, они тоже делают фотокамеры, и по-своему достаточно неплохие, но если уж я, скрепя сердце, отверг Fujifilm и Sony, то зачем я буду писать про системы, которыми сам бы не стал пользоваться и в которых не слишком хорошо разбираюсь? В конце концов цель этой статьи практическая – помочь вам выбрать фотоаппарат, чем мы в дальнейшем и займёмся.

Выбор камеры

Перейдём к конкретным рекомендациям. Для каждой из рассматриваемых категорий я постараюсь выбрать лучшие с моей субъективной точки зрения камеры, а также назову несколько альтернативных вариантов. Когда я пишу «лучшие», я обычно не имею в виду самые современные и дорогие камеры в модельном ряду. Под лучшими я подразумеваю камеры, отличающиеся на сегодняшний день оптимальным балансом наиболее важных параметров, включая цену.

Выбирая системную камеру, рассматривайте её не как изолированное устройство, а именно как часть системы, а потому заранее присматривайтесь к объективам, вспышкам, телеконвертерам, переходникам и прочим системным компонентам, которые могут вам потенциально понадобиться в будущем, чтобы хотя бы приблизительно оценить, соответствует ли данная система вашим потребностям и интересам.

Характерной особенностью как любительских, так и продвинутых цифровых фотоаппаратов является неоправданно завышенная цена в момент начала выпуска, которая с течением времени плавно понижается, достигая приемлемого значения через один-два года, иногда аккурат к запуску в производство следующей модели. В связи с этим, если ваш бюджет ограничен, то наиболее рациональным шагом зачастую является покупка фотокамеры предыдущего поколения. Фактическая функциональная разница между соседними поколениями весьма незначительна, а экономия может составить 20–30 %.

Фотоаппарат может продаваться без объектива (body – «тушка»), а может – и в комплекте с объективом (kit). Ориентировочные цены я привожу за вариант без объектива, если явно не указано иное, однако, если китовый объектив вас устраивает, то лучше покупать сразу с ним, поскольку в комплекте с камерой объектив всегда стоит дешевле, чем по отдельности.

Беззеркальные камеры формата APS-C

Беззеркальные фотоаппараты системы Nikon Z DX имеют сенсор с кроп-фактором 1,5, а у Canon EOS R APS-C кроп-фактор равен 1,6. Площадь таких матриц примерно вдвое меньше, нежели в более дорогих полнокадровых моделях, но во много раз больше, чем в большинстве компактов.

Одна из лучших кропнутых беззеркальная камера – Nikon Z50. Canon EOS R10 ничем не хуже, а местами даже и лучше, но несколько дороже. Выбирайте ту, которая лучше ляжет в руку.

Особенно радует в этих камерах наличие режимов U1 и U2 (у Nikon) или C1 и C2 (у Canon), позволяющих полностью сохранить два независимых набора пользовательских настроек, а затем в мгновение ока вызывать их в соответствии с меняющимися условиями съёмки.

Если вы готовы отказаться от этой удобнейшей функции, то можно обратить внимание на более дешёвую камеру Canon EOS R50, а если вы в состоянии прожить без поворотно-откидного экрана и некоторых других полезных мелочей, то можно и вовсе взять Canon EOS R100. Это самый лёгкий и дешёвый из серьёзных фотоаппаратов. По качеству изображения он ничуть не уступает названным выше более дорогим моделям – просто пользоваться им чуть менее удобно.

Для большей наглядности все упомянутые мной камеры можно свести в следующую таблицу:

Модель Разрешение, Мп Скорострельность,
кадров/с
Вес, г Цена, $
Nikon Z DX
Z50 20,9 11 450 760
Canon EOS R APS-C
R10 24,5 15 430 880
R50 24,2 15 375 580
R100 24,1 6,5 356 380

См. также:

Должен справедливости ради заметить, что с выбором объективов для кропнутых камер дела у Nikon обстоят не лучшим образом, а у Canon ещё печальнее, так что сразу оценивайте не только камеру, но и потенциальные возможности системы в целом.

***

Полнокадровые беззеркальные камеры

Продажи фотоаппаратов по всему миру сейчас падают, и, если вы-таки решитесь на покупку цифровой фотокамеры, и Nikon и Canon предпочтут, чтобы камера эта оказалась непременно полнокадровой – просто, потому что она дороже. Конечно же, нам всем очень грустно от того, что бедные японские капиталисты терпят убытки, и мы непременно постараемся пойти им навстречу, рассмотрев некоторые полнокадровые модели.

Лучшими из них я объявляю Nikon Z6 III и Canon EOS R6 Mark II. Даже значительно более дорогие профессиональные репортажные фотоаппараты не имеют перед ними существенных преимуществ, кроме большей механической надёжности и скорости серийной съёмки.

Однако если вам по зарез нужен именно полный кадр, а денег на Z6 или R6 по какой-либо причине жалко, то более скромные Nikon Z5 и Canon R8 – тоже очень хорошие камеры, отличающиеся весьма умеренной (по полнокадровым меркам) стоимостью.

Для удобства читателя вновь прибегнем к таблице:

Модель Разрешение, Мп Скорострельность,
кадров/с
Вес, г Цена, $
Nikon Z FX
Z6 III 24,5 14 760 2500
Z5 24,3 4,5 675 1000
Canon EOS R Full-Frame
R6 Mark II 24,2 12 670 2000
R8 24,2 6 460 1200

См. также:

***

Зеркальные камеры

Несмотря на то, что эпоха зеркалок подошла к концу, наиболее поздние зеркальные модели всё ещё смотрятся достаточно неплохо даже на фоне своих более современных беззеркальных собратьев. В последних зеркальных фотоаппаратах используются в основном те же цифровые матрицы, что и в беззеркальных, а значит и снимают они не хуже. У зеркальных камер, в сущности, три основных недостатка: во-первых, они более громоздкие и неуклюжие по сравнению с беззеркальными, во-вторых, в них могут отсутствовать некоторые инновационные функции, и, наконец, в-третьих, зеркальные системы представляют собой по большому счёту завершённые проекты и уже больше не будут развиваться. Это означает, что если множества объективов Nikon F и Canon EF отсутствует нужная вам модель, то не стоит надеяться, что она появится в будущем. Главные же преимущества зеркалок – это, во-первых, огромное множество объективов (в основном полнокадровых, конечно), а во-вторых, лучшее соотношение цены и качества: классическая зеркальная камера дешевле беззеркальной камеры аналогичного класса, а при равной цене превосходит соответствующую беззеркальную камеру по функциональнсти.

Начнём с формата APS-C или DX. Лучшая кропнутая зеркальная камера – это Nikon D7500. Единственный подвох – объективы. Nikon так и не удосужился выпустить полную, сбалансированную линейку объективов для DX камер, а потому с выбором широкоугольной оптики могут возникнуть некоторые трудности. С телеобъективами проблем не будет, поскольку на DX камеры запросто устанавливаются полнокадровые FX объективы, которые от наличия кроп-фактора только выигрывают.

У Canon ситуация с объективами для кропнутых камер ещё печальнее, да и сами камеры менее интересны, а потому и рекомендовать я их не буду, а перейду сразу к полному кадру.

Лучшие полнокадровые цифровые зеркальные фотоаппараты – это Nikon D850 и Canon 5D Mark IV. Более лёгкие и дешёвые, но всё ещё весьма приличные модели – Nikon D780 и Canon 6D Mark II. Ничего лучше зеркальная отрасль на свет уже не произведёт.

Модель Разрешение, Мп Скорострельность,
кадров/с
Вес, г Цена, $
Nikon F DX
D7500 20,9 8 720 900
Nikon F FX
D850 45,7 7 1005 2200
D780 24,5 7 830 1600
Canon EOS Full-Frame
5D Mark IV 30,4 7 890 2300
6D Mark II 26,2 6,5 765 1400

См. также:

***

Компактные камеры

Ни одна компактная камера не сравнится с настоящей системной по скорости операций, и редкая сравнится по качеству изображения, но, когда от фотоаппарата требуется, чтобы он помещался в карман, камеры со сменной оптикой оказываются совершенно неприемлемыми из-за своих размеров.

Очевидно, что если вам нужна только компактность, без оглядки на качество изображения и эргономику, то камера, встроенная в мобильный телефон, вполне может заменить настоящий фотоаппарат. Другое дело, что даже простейшей мыльницей снимать всё-таки удобнее, нежели самым совершенным смартфоном.

Под простейшей мыльницей я подразумеваю что-нибудь вроде Kodak Pixpro FZ45. Стоит эта наибюджетнейшая фотокамера 90 $, имеет матрицу формата 1/2.3″ (кроп-фактор 6), неплохой универсальный зум-объектив и снимает куда лучше большинства телефонов, да к тому же работает на стандартных батарейках типа AA, что может быть весьма удобным в поездках.

Проблема в том, что, если человека устраивает качество изображения, получаемого при помощи матрицы формата 1/2.3″ (ну или 1/1.7″ у мыльниц подороже), то в большинстве случаев его устроит и то качество, которое выдаёт матрица мобильного телефона – для социальных сетей сгодится любая халтура. А что касается удобства использования, то редкий владелец смартфона согласится доплачивать за отдельное устройство с настоящими кнопками. Он привык к сенсорному экрану и ему невдомёк, что в некоторых ситуациях архаичные кнопки намного удобнее.

Впрочем, любителям экстремального отдыха и туризма может приглянуться один из защищённых компактов, скажем, OM SYSTEM Tough TG-5, имеющий водонепроницаемый ударопрочный корпус, встроенные GPS приёмник и термометр, а также маленькую матрицу формата 1/2.3″ при не такой уж маленькой цене в 500 $. При желании можно найти защищённый компакт и поскромнее, например, Kodak PIXPRO WPZ2.

Продвинутые компакты-ультразумы я никому не рекомендую по той причине, что матрицы у них всё такие же крошечные, а вот по габаритам и цене ультразумы вплотную приближаются к бюджетным зеркалкам. Возможно, что я чего-то не понимаю, но, по моему мнению, если устройство выглядит и стоит как настоящий фотоаппарат, а снимает как дешёвая мыльница, то это плохое устройство покупать его не следует.

Особняком стоят более дорогие компактные камеры с большими матрицами. Идея таких камер вполне благородна и заключается в том, чтобы получить максимальное качество изображения при минимальных размерах аппарата.

Выбор редакции – Canon PowerShot G7 X Mark III за 750 $, оснащённый сенсором формата 1" (кроп-фактор 2,7) и зум-объективом с эквивалентным фокусным расстоянием 24-100 мм при светосиле f/1,8-2,8. Почему именно 1"? Ведь существуют же компактные камеры и большего формата, вплоть до полнокадровых? Так-то оно так, но все более серьёзные компакты обладают габаритами, которые уж не позволяют считать их по-настоящему компактными. А если камера перестаёт помещаться в карман, то не лучше ли купить вместо неё настоящую системную камеру за меньшие деньги и радоваться жизни? В то же время G7 X и другие аналогичные камеры обеспечивают качество изображения вполне сопоставимое со взрослыми фотоаппаратами, но при этом по размеру практически не отличаются от обычных мыльниц.

Модель Матрица Объектив Вес, г Цена, $
Canon PowerShot
G7 X Mark III
1″; 20 Мп 24-100 мм;
f/1,8-2,8; IS
304 750
OM SYSTEM Tough TG-7 1/2,3″; 12 Мп 25-100 мм;
f/2-4,9; IS
249 500
Kodak PIXPRO WPZ2 1/2,3″; 16 Мп 27-108 мм;
f/3-6,6
176 150
Kodak PIXPRO- FZ45 1/2,3″; 16 Мп 27-108 мм;
f/3-6,6
116 90

***

Благодарю за внимание.

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью (хотя и с меньшим удовольствием).

Лицензия Creative Commons

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы в некоммерческих целях при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Дата публикации: 26.10.2012
|
Последнее обновление: 22.06.2024

Вернуться к разделу "Фотооборудование"

Для улучшения работы сайта используются файлы cookie. Вы не возражаете?